цвета природы IN COLOR BALANCE

Природа цвета или откуда он вообще берется?

Видимый нами солнечный белый свет, как мы уже говорили ранее, представляет собой спектр различных цветовых тонов. В этом вы можете ещё раз убедиться сами и даже продемонстрировать себе и ребенку такой простой эксперимент: возьмите призму (толстое оргстекло, любую другую толстую прозрачную пластмассу) и поставьте её под солнечные лучи.

Цвет объекта легко можно изменить

В продаже существуют RGB светильники (от слов red, green, blue) с по канальным ручным управлением цветом, например с помощью протокола DMX, таким образом вы можете полностью выключить красный (red) спектр в вашем светильнике или светодиодной ленте и красная банка Coca-Cola станет для вас полностью черной, такой же, как ее содержимое внутри, так как красного цвета (читай электромагнитной волны длиной ±640 нм) в помещении нет и красный свет попросту от нее не отражается, ведь окрашенная в красный цвет банка из-за своей молекулярной структуры не может отражать ничего, кроме красного цвета, которого нет, потому что мы его выключили, поэтому красный цвет объекта мы не увидим и банка станет черной.

Как мы различаем цвета

Сетчатка образована светочувствительными клетками двух типов – палочками и колбочками, которые называются так из-за своей формы. Колбочки дают нам возможность видеть мир в красках, так как они чувствительны к световым волнам различной длины в видимом спектре. Колбочки бывают трех типов: первые различают волны красно-оранжевого участка спектра, вторые – зеленого, третьи – сине-фиолетовые. Палочки более чувствительны к свету, поэтому вступают «в бой» в сумерках и темноте. Палочки не способны определить цвет предмета, но благодаря им мы не спотыкаемся в темной комнате. Запомнить назначение колбочек и палочек легко с помощью ассоциации: колбочки – как химические емкости, в которых происходят реакции и получаются яркие вещества, а палочки – буквально палки-трости, которые мы использовали бы, окажись мы в полной темноте. 

Свет ndash; физическое явление, а вот цвет ndash; явление физиологическое

Итак, пора разделить понятие «свет» от понятия «цвет». Свет – это видимое электромагнитное излучение, которое испускается источником с определённым спектральным составом (иначе говоря − набором волн разной длины). Цвет – это качественная характеристика этого излучения, которая определяется на основании возникающего зрительного ощущения (субъективного!). Мы не видим цвет лучей света, мы видим лишь цвет окружающих нас вещей, которые освещаются этим светом. Но и один и тот же цвет разные люди воспринимают по-разному, хотя спектральный состав источника света при этом одинаковый. Объективно будет оценивать цвет длиной волны.

Белый (солнечный) свет является эталоном светового излучения, он содержит в себе весь видимый для наших глаз спектр цветов. В белом свете мощность всех его компонентов (смесь электромагнитных волн) равная. Остальные смеси – объективно не белые. Как противоположность белому свету можно рассматривать черный цвет, но только при условии отсутствия света вообще. Ведь черный цвет может быть результатом и полного поглощения света, как у камня обсидиан или черного автомобиля – тогда это будет субъективная оценка.

rarr; Хроматический круг: аналогичные цвета

Аналогичные цвета расположены по соседству в одном цветовом семействе: желтый-оранжевый-красный, синий-голубой, зеленый-салатовый и так далее. Часто мы называем такие цвета оттенками, но это не совсем верное определение.

Функция и эволюция иридесцентной окраски

Биологический смысл структурной окраски разнообразен: это и камуфляж, помогающий скрываться от хищников или оставаться незаметным для жертвы при охоте, и коммуникативный сигнал, позволяющий привлекать партнеров для спаривания или отпугивать соперников, и терморегуляция за счет контроля количества поглощаемых через поверхность тела фотонов. Растениями иридесценция используется для привлечения насекомых-опылителей, а также фруктоядных животных, помогающих распространять семена. Также структуры, которые избирательно отражают или рассеивают свет, могут быть полезны для оптимизации спектра лучей, поглощаемых листьями при фотосинтезе. По-видимому, сходную функцию выполняет структурная окраска мантии у гигантских двустворчатых моллюсков тридакн (род Tridacna, см. рис. 5), которые значительную часть органики получают от симбиотических водорослей рода Symbiodinium (A. L. Holt et al., 2014. Photosymbiotic giant clams are transformers of solar flux).

Цвет объекта не заложен в нем от природы

Если окружающие нас предметы осветить световым источником или , то практически все цвета будут видимы для нас в красных или синих цветовых тонах, потому что в спектрах этих двух цветовых источников попросту нет других цветов.

rarr; Хроматический круг: теплые и холодные тона

Теплые и холодные тона расположены в разных частях цветового круга. К теплым относятся желтый, оранжевый и красный, к холодным – зеленые, синие и фиолетовые. Вопрос о каждом пограничном цвете (например, между желтым и зеленым) стоит рассматривать в каждом случае отдельно. Смешанный желто-зеленый цвет может относиться как к теплой, так и к холодной части круга. У стилистов также есть представление о том, что теплыми и холодными версиями обладают все цвета, кроме оранжевого (он всегда теплый). Даже голубой и зеленый могут быть теплыми, но это представление основано на психологическом восприятии цвета и ассоциациях, а не на объективных характеристиках цветового круга.

Так а что такое CRI и для чего он нужен?

Простыми словами можно сказать так: CRI (индекс цветопередачи) – это качественная характеристика света (светового потока), излучаемого светильником, которая показывает нам насколько этот самый свет, генерируемый прибором, по своему составу соответствует эталону – истинному солнечному. Индекс цветопередачи следует отличать от цветовой температуры – это разные параметры.

Теперь, прочитав этот материал, вы понимаете природу цвета и какие условия влияют на наше цветовое восприятие окружающих вещей. В предыдущей статье мы о понятии цветовой температуры и говорили, что она является характеристикой цветового тона светового потока. Но на практике случается так, что два источника освещения с одинаковыми значениями цветовой температуры дают разные цветовые оттенки. На фото изображена композиция тюльпанов при солнечном свете и при освещении светодиодной лампой.

Цветовой круг

Цветовой круг – это способ представить весь видимый спектр света в условной форме круга. Секторы круга представляют цвета, размещенные в том порядке, который условно передает расположение их волн в спектре видимого света. Для связывания круга в его палитру добавлен пурпурный цвет (маджента), который соединяет крайние спектральные цвета (красный и синий) и получается из их условного смешения. 

Структурная окраска: живые примеры

Иридесценция встречается как среди животных, так и среди растений. Некоторые примеры структурной окраски у животных уже были продемонстрированы выше, а на рисунке 3 показан еще ряд случаев. Обладателей структурного цвета можно встретить среди морских и сухопутных, позвоночных и беспозвоночных, сидячих и подвижных представителей животного мира. В каждом случае за формирование цвета отвечают разные типы тканевых структур и элементов: в одном случае это компоненты межклеточного вещества (хитин или коллаген), в других — внутриклеточные структуры.

В темноте все черное, потому что объектам laquo;нечего отражатьraquo;

Но почему же зелёная трава, кроны деревьев или песчаные холмы – все они ночью предстают перед нами в черном цвете? Потому что здесь нет отражения или поглощения цвета. В данном случае наблюдается полное отсутствие света, а отсутствие света – есть чёрный цвет. То есть черный цвет может быть как следствием полного поглощения света (как у камня обсидиан, который черный всегда вне зависимости от того темно или светло), так и результатом полного отсутствия света, когда все окружающие объекты перестают что-либо поглощать или отражать, так как свет попросту отсутствует.

Какие делаем выводы?

Для кого-то из вас понимание того, что цвета не существует, оказалось открытием, но мы привели множество доказательств и примеров, чтобы вы смогли это осознать и убедиться в этом сами. Понимание природы цвета даст вам возможность грамотно подбирать необходимые для ваших задач светодиодные светильники.