8 игр, которые научат ребенка понимать свои эмоции

Дерево любви

На планете Эмоций растут деревья любви. Всякий раз, когда элоны говорят, что им нравится в себе, на деревьях распускаются сердечки. Скажу по секрету: мне нравится в себе то, что я помогаю родителям, держу своё слово, много читаю и легко завожу друзей. А ты за что можешь себя похвалить? Напиши или нарисуй в каждом сердечке по одному примеру. Я точно знаю: ты много чего делаешь хорошего!

Спиннер грусти

Когда мне становится очень грустно или я устаю мечтать, я достаю спиннер грусти. Сделай себе такой же.

Вырежи из бумаги круг, с помощью карандаша и линейки раздели его на секторы, в каждом из них напиши приятное дело. Возьми обычный спиннер (наверняка он есть у тебя дома, и не один), приклей к нему стрелочку. Когда тебе станет очень грустно, положи спиннер в середину круга, раскрути и выполни то, на что покажет стрелка. А ещё ты можешь показать игру друзьям и научить их грустить с пользой.

Видео

Театрализованные игры на развитие эмоций для чувствительного ребенка

В отличие от подвижных и настольных игр на развитие эмоциональной сферы, театрализация требует максимального проживания чувств героя, психологической способности ребенка прочувствовать и точно передать его состояние. Точнее всего это удается детям, которых природа наделила особой чувственностью. Системно-векторная психология определяет их как носителей зрительного вектора.

Чтобы научить распознаванию и точному выражению эмоций, этим детям можно предлагать такие игры:

  1. «Что случилось в детском саду». Ребенок разыгрывает «сценку». В ней требуется передать состояние малыша, которого мама забирает из детского сада. Он чем-то расстроен? А может, испуган? Или обиделся на кого-то из товарищей? Зрители должны угадать и назвать эмоции, которые переживает герой.

  2. «Подскажи и помоги». Ребенок разыгрывает определенные эмоции. Остальные дети помогают советами. Например, человека с таким настроением надо отвести к врачу: видно, что у него что-то болит. В другом случае он просто чем-то расстроен – его надо утешить. Если боится – успокоить и т. д.

  3. «Этюды». Если малыш помимо зрительного, наделен еще и кожным вектором – он прирожденный актер. Такой ребенок через игру выражает эмоции не только мимически, но и телом. В этом случае он может разыграть для зрителей любую сценку, этюд с сюжетом. А задача аудитории – придумать историю и описать чувства героя.

Для адекватного развития эмоций одних игр ребенку будет недостаточно. Дошкольникам и школьникам требуется особое воспитание чувств – через чтение литературы на сопереживание и сострадание (об этом мы поговорим ниже). Зрительного ребенка можно дополнительно отдавать в театральный кружок, так как природа наделила его большим, чем остальных, эмоциональным диапазоном.

Приёмы в работе над играми на эмоциональное развитие

Способы организовать игровую деятельность малышей могут быть трёх видов:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Рассмотрим каждый из видов детально.

Словесные приёмы

Безусловно, самым эффективным средством взаимодействия с детьми является слово. Особенно если речь идёт об играх на эмоциональное развитие, подразумевающих освоение умения направлять свои эмоции в нужное русло, то есть обязательно подключающие речь, – без приёмов этой группы не обойтись.

Это интересно. Нельзя забывать и о том, что игровая деятельность строится на общении детей с педагогом и друг с другом, что позволяет малышам «выговариваться», устраняя или предотвращая ошибки речевого развития. То есть словесные приёмы носят логопедический характер.

Словесные приёмы сопровождают все игры, в том числ

Словесные приёмы сопровождают все игры, в том числе и на развитие эмоциональной сферы

Объяснение

В любой игре важно донести до детей суть игровых действий, сюжет. Причём неважно, с какой возрастной группой работает педагог: кроме разъяснения непосредственно правил игры, совсем маленьким необходимо пополнение словарного запаса, ребятам средней группы говорящий взрослый важен для создания речевого образца, модели для подражания, детям старших групп воспитатель создаёт плацдарм для тренировки навыка построения диалогических и монологических высказываний.

Загадки и стихотворения

Эти словесные приём считаются универсальными средствами мотивировать малышей на работу. Дети очень азартно включаются в отгадывание загадок и обсуждение сюжетов стихотворений.

Со своими воспитанниками средней группы перед началом игр на эмоционально-волевое развитие мы прорабатываем подходящие по теме загадки. Например, перед играми «Лото эмоций» или «Угадай переживание», я предлагаю детям такие загадки:

  • На лице цветёт — От радости растёт. (Улыбка);
  • Что на всех языках Звучит одинаково? (Плач и смех).

Если игры связаны с темой настроений, преодоления злости, то в качестве мотивационного приёма я зачитываю детям такое стихотворение:

  • Утром ранним поднимаясь, Собираясь в добрый путь, Умываясь, наряжаясь, Ты улыбку не забудь! С ней идти гораздо легче И немного веселей, С ней не давит груз на плечи, И кругом полно друзей! Улыбаться чаще стоит — Интересней станет жить, Ведь улыбка не позволит Ни тебе, ни мне тужить.

Короткие сюжетные зарисовки

Такие сказки также помогают привлечь внимание детей, объединить их одной игрой. Подбираются эти истории под тему игр.

Например, перед работой над игрой «Зеркало» в подготовительной группе, когда ребята показывают разные состояния, в том числе и обиду, я рассказываю им такой сюжет: «Жил-был мальчик Сеня. Очень любил он бегать во дворе со своими друзьями. Однажды решили мальчики поучаствовать в дворовых состязаниях и определить, кто бегает быстрее всех. Как же хотелось Сене победить! И вот дали старт: сначала все друзья бежали рядом, но потом кто-то стал вырываться вперёд, а кто-то, наоборот, отставать. И Петя тоже, бывало, бежал впереди. Но к финишу пришёл вторым. А первым стал его друг Максим. Вдруг увидел Петя какое-то непонятное существо рядом с собой, что-то маленькое, юркое. Оказалось, что существо зовут Обидюка. Посоветовала эта вредина Пете на всех обижаться, говорить: «Отстаньте, мне и одному хорошо!». И с каждым разом, как он это говорил, Обидюка становилась всё больше и выше. Стало Пете страшно на это существо смотреть, тогда он повернулся к друзьям и попросился играть с ними. Ребята радостно приняли Петю в свои игры, а Обидюка стала слабеть, пока совсем не исчезла».

После прослушивания истории я задаю детям вопросы проблемного характера, чтобы не только выяснить, насколько они уяснили сюжет, но и подвести к осознанию морали:

  • Как звали главного героя?
  • Кто победил в соревнованиях?
  • Почему Пете стало плохо без друзей?
  • Стоит ли дружить с Обидюкой?

Это интересно. Любой из видов приёмов сопровождается беседой с детьми.

Наглядные приёмы

Восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста происходит через зрительный канал, то есть дети дают наглядно-образную оценку действительности. Так что выбор наглядности — важная часть методической работы.

Атрибуты для настольных игр, являясь элементом наг

Атрибуты для настольных игр, являясь элементом наглядности, должны быть яркими и запоминающимися

Иллюстрации, картинки

Поскольку в играх идёт речь о переживаниях, эмоциях, то обязательным элементом наглядности являются картинки людей разного возраста, выражающие разные эмоции. По таким иллюстрациям малыши смогут осознать то, что все люди могут испытывать одинаковые чувства, а также проиграть варианты реакции на те или иные эмоциональные проявления: плачущего — пожалеть, грустного — развеселить и т.д.

Это интересно. Картинки для игр на эмоционально-волевое развитие могут быть организованы в лэпбуки, раскрывающие суть конкретного аспекта работы: эмоции, варианты разрешения конфликтов и пр.

Демонстрация

Относительно этого приёма в контексте игр на эмоционально-волевое развитие есть важный нюанс: переживания, которые испытывают дети в процессе игровой деятельности, должны быть личными. То есть если педагог покажет, как изображается то или иное настроение, дети будут показывать взрослого, стараясь быть похожими на него. Своего видения не получится. Но при этом в младших группах участие взрослого необходимо. Поэтому для разрешения этого противоречия, методисты советуют участие взрослого сделать либо только схематичным: обозначил, примерно показал, либо предоставлять ему право участия в конце игры.

Это интересно. Для словесных дидактических игр в качестве демонстрационного материала можно предложить ролики из ютуба, которые обсуждаются после просмотра.

Группа практических приёмов

В некоторых играх условиями подразумевается творческое осмысление задачи. К примеру, в игре «Нарисуй эмоцию» дети рисуют своё настроение (или настроение персонажа прослушанной сказки). Кроме того, аппликации, поделки, рисунки могут быть результатом осмысления содержания игры, то есть организованные после непосредственного взаимодействия.

Это интересно. Для детей старшей группы я предлагаю работу над проектом «Эмоция в сказках». Будущие школьники вместе с родителями делят лист А3 или А4 на 4 (6, 8) частей, каждая из которых посвящена определённому настроению, к примеру, радость, злость, удивление, растерянность. К каждому из блоков дети подбирают подходящих литературных героев.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ  Упражнения и занятия на рИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ

Упражнения и занятия на развитие эмоциональной сферы1. Упражнение для детей, которые начали хорошо говорить.2. Удивление.3. Эмоция грусть.4. Стихи.5. Рисуем эмоции….

Игры на развитие эмоций

Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой психосоматического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности….

Игры на развитие эмоций
Игры на развитие эмоций

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ(Психологические этюды) Упражнения и занятия на развитие эмоциональной сферы1. Упражнение для детей, которые начали хорошо говорить.Дать ребенку зеркало, пусть внимательно …

Теги

Adblock
detector