Что такое нравственность в современном понимании?

Понятие социальных норм

Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.

Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.

Если человек хотел быть частью общины или племени, он обязан был соблюдать принятые в нём законы и правила поведения в социуме. В противном случае его изгоняли, фактически обрекая нарушителя на смерть от клыков хищников или рук представителей враждебных племён. 

По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.

<<Форма бесплатного курса>>

Признаки социальных норм

Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям:

  • является общим для всех членов общества,
  • направлено на регулирование общественных отношений,
  • имеет в основе сознательное волевое усилие людей,
  • возникло в процессе исторического развития,
  • действует непрерывно,
  • соответствует типу культуры и социальному устройству общества.

Как работают моральные нормы?

Содержание поведение человека определяется имеющимися у него моральными принципами, поскольку они содержат в себе некоторые базовые алгоритмы поведения в конкретной ситуации. Набор этих принципов определяется особенностями конкретного Они направлены на регулирование различных отраслей жизни человека, а также его поступков. При этом все моральные нормы постоянно поддерживаются общественным авторитетом, дисциплиной и мнением, также в обществе о необходимости придерживаться должного поведения в конкретных условиях.

Стоит отметить еще одну особенность моральных норм. Они не просто являются следствием имеющегося общественного порядка, а выступают в качестве идейного обоснования конкретных представлений человека о должном или недолжном поведении, как в целом, так и в конкретной жизненной ситуации. Это одно из ключевых отличий моральных норм от простых обычаев и привычек, к которым можно отнести празднование дня рождения, свадьбы, Нового года.

Видео

Важность морального воспитания

Не стоит ждать, что морально-нравственная среда сложится сама. Её тоже нужно строить, познавать, то есть работать над собой. Просто, наряду с математикой и русским языком, школьники не изучают законы морали. И, попадая в общество, люди могут подчас чувствовать себя такими же беспомощными и беззащитными, как если бы они в 1-ом классе вышли к доске и были вынуждены решить уравнение, которого до этого и в глаза не видели.

Так что все слова о том, что благонравие сковывает, порабощает и делает из человека раба, справедливы лишь в том случае, если моральные нормы извращены и подстроены под материальные интересы той или иной группы людей.

Разнообразие нравственных норм

Все нравственные нормы и принципы можно условно разделить на две группы: требования и позволения. Среди требований выделяют обязательства и естественные обязанности. Позволения тоже можно разделить на безразличные и сверхдолжные.

Есть мораль общественная, которая подразумевает под собой самые унифицированные рамки. Есть же негласный свод правил, действующий в той или иной стране, компании, организации или семье. Также существуют установки, в соответствии с которыми свою линию поведения выстраивает отдельная личность.

Дабы познать нравственную культуру не только в теории, но и на практике, нужно совершать правильные поступки, которые окружающие будут принимать и одобрять.

Милосердие как основной принцип морали

Под милосердием понимают готовность человека помогать нуждающимся в этом людям, сострадать им, воспринимая их мучения как свои и желая облегчить их страдания. Многие религии обращают пристальное внимание на этот моральный принцип, особенно буддизм и христианство. Для того чтобы человек был милосерден, необходимо, чтобы у него отсутствовало разделение людей на «своих» и «чужих», чтобы он видел в каждом «своего».

В настоящее время большой акцент делается на том, что человеку следует активно помогать тем, кто нуждается в милосердии, причем важно, чтобы он не только оказывал практическую помощь, но и был готов поддержать морально.

Черты и концепции

Мораль относится к общепринятым в социуме понятиям о зле и благе. Умение различать критерии проявляется в поведении отдельного индивидуума или в коллективах людей. Нравственность выступает в роли метода самоорганизации общественного формирования с определенными аспектами контролирования. Отличительные признаки моральных норм:

  • правила действуют для всех членов социума и не зависят от положения в обществе;
  • у человека есть право выбора выполнять или нет нравственные каноны, при этом решение определяется совестью, религиозностью, другими предубеждениями и общественным сознанием;
  • моральные устои захватывают все сферы жизнедеятельности в экономике и социальной структуре, распространяются на области человеческих интересов (бизнес, образование, творчество).

Философская этика занимается изучением сущности нравственных канонов и их влияния на поведение и сознание человека. В вопросе происхождения и становления духовных правил ученые занимают несколько позиций и имеют различные точки зрения.

Зачем нужна мораль в обществе

Как согласованно люди смогут сосуществовать в отдельном социуме определяют нравственные нормы. Они не универсальны и изменяются под влиянием фактов истории, географии, традиций и этноса. Со временем ответы на вопросы вроде «для чего нужна мораль» стали в корне отличаться. В средние века современное потребительское отношение к жизни и стремление к обогащению было бы осуждено. В наше время принято, что чем больше состоятельных людей в обществе, тем лучше.

Нравственность рождает качественные отношения, определяя грани между добром и злом, плохими или хорошими действиями. В общем, личностное «эго» формируется из правил, которые определяют всё наше существование, наш подход к тому, что происходит вокруг нас. Поэтому вопросы – зачем нужна мораль в жизни человека или зачем нужны правила морали будут актуальными пока существует само человечество.

Нормы и принципы морали

Из всего разнообразия норм морали принято выдвигать на первый план всего семь, которые становятся самыми распространенными и актуальными в современном мире (их влияние прослеживается и в религиозных учениях):

  1. Здравомыслие, или рассудительность, то есть способность личности мыслить благоразумно, не поддаваясь эмоциям и минутным порывам.
  2. Аскетизм, или воздержание, распространяющееся не только на половые отношения между людьми, но и на ограничения в пище, развлечениях и иных удовольствиях, потому что переизбыток материальных ценностей отвлекает от совершенствования духовных.
  3. Справедливость, или беспристрастность, проявляющаяся в оценке других людей, в том числе в уважении к ним, их потребностям и интересам. На все поступки, которые человек совершил по отношению к окружающим, в определенное время должен появиться соизмеримый отклик: возмездие или награда.
  4. Упрямство, или непоколебимость, означает умение преодолевать трудности, вынося из этого опыт. Им можно делиться с другими, помогая двигаться вперед, несмотря на преграды, возникающие на жизненном пути.
  5. Трудолюбие, или усидчивость, качество, которое помогает личности реализовывать себя в каком-либо деле, связанном не только с личной выгодой, но и с общественной пользой. Этот моральный принцип ценился с самого зарождения человечества и имеет большое значение в социуме по сей день.
  6. Смирение, или покорность, выражает умение человека вовремя остановиться, не успев наломать дров.
  7. Вежливость, или деликатность — основа дипломатии, конструктивных взаимоотношений и выгодных сделок.

Кроме вышеперечисленных норм морали, существуют нравственные принципы, способствующие определению единых, схожих форм взаимодействия между людьми в обществе. Это критерии поведения:

  1. гуманизм — высшей ценностью признается человек, его достоинство и самоценность;
  2. коллективизм — осознанное стремление индивида всеми силами способствовать общей пользе;
  3. альтруизм — готовность безвозмездно и бескорыстно помогать окружающим;
  4. милосердие — проявление добродушия, доброжелательности, сострадания и человеколюбия;
  5. добровольный отказ от крайнего индивидуализма и проявлений эгоизма;
  6. принцип золотой середины — чувство меры во всем: в делах, поступках, эмоциях;
  7. принцип талиона, или «око за око» — необходимость возмещения убытков одному индивиду за счет другого, если утрата у первого произошла по вине второго. При этом необходимо настраиваться на поиск позитива и конструктивных методов выхода из кризисных или конфликтных ситуаций.

Моральная норма обязывает человека совершать определенные поступки или предписывает, как он должен вести себя в схожих ситуациях; моральный принцип показывает общее направление усилий, которые необходимо приложить во время деятельности.

Функции моральных норм

Моральные нормы выполняют в обществе несколько важных функций:

  • Мировоззренческая. Исходя из морали общества, происходит формирование ценностных ориентаций и категорий: норм, оценок и запретов. Все индивиды общества занимаются выполнением данных установок.
  • Познавательная. Каждый человек способен лучше узнать об особенностях культуры собственного общества.
  • Регулятивная. Мораль выступает в качестве средства регулирования повседневной жизни людей. При этом она накладывает некоторые санкции, а также поддерживает правила поведения.
  • Оценочная. Гуманистический подход становится основой рассмотрения всех окружающих явлений и процессов. Подобный подход позволяет различать такие условные категории как «добро» и «зло».
  • Воспитательная. Обеспечивает передачу конкретных ценностей из поколения в поколение.
  • Мотивационная. Поведение каждого человека определяется широким количеством факторов, одним из которых является мотивация, которая подталкивает человека к действию или бездействию.
  • Контролирующая. Индивид должен осуществлять самостоятельный контроль над собой, основываясь на осуждении со стороны других членов общества.
  • Координационная. Описывает принципы взаимодействия людей в различных обстоятельствах.
  • Интегрирующая. Заключается в единстве общества, а также его целостности по отношению к внутреннему миру конкретного человека.

Как развить нравственность?

Исследования показывают, что нравственность формируется в детстве. Её основа закладывается уже к 7 годам, а к 16 она развивается полностью. Это не значит, что взрослый человек не может повлиять на своё нравственное развитие. Он вполне может совершенствоваться, прививать себе новые принципы и строго их придерживаться. Однако для него они будут уже скорее моральными, чем нравственными.

Развивать нравственность нужно в раннем возрасте, поэтому детям необходимо обеспечивать для этого соответствующие условия. Очевидно, что каждый ответственный родитель пытается привить своему ребёнку определенные черты нравственного поведения: честность, ответственность, искренность, порядочность и прочие общепризнанные человеческие ценности.

Несмотря на старания, получается это далеко не у всех, поскольку сами родители часто неправильно понимают, что такое нравственность, и пытаются навязывать ребёнку свои взгляды, используя неправильные или даже неприемлемые методы. Рассмотрим несколько правильных подходов, которые помогут развить нравственность у ребенка.

Личный пример

В практике психологов часто встречается ситуация, когда у человека имеется какая-то необъяснимая привычка, про которую он точно не может сказать, откуда она взялась. Это может быть необычный способ готовить определенное блюдо или странная последовательность действий во вполне привычных делах. Впоследствии часто выясняется, что эта привычка передалась человеку от родителей, но сам он об этом даже не знал.

Очень многие аспекты своего поведения дети перенимают у взрослых. И если вы хотите привить ребёнку нравственность, постарайтесь в его присутствии всегда вести себя подобающим образом. Это эффективный педагогический приём, обеспечивающий более надежный результат, чем любые убеждения и наказания.

Дружеская беседа

Дети негативно воспринимают любые нравоучения. Они могут соглашаться, но только для того, чтобы поскорее прекратить неприятный разговор, ведь для ребёнка любое моральное давление невыносимо. При этом дети очень хорошо воспринимают и запоминают информацию, которую получают в ходе интересного дружеского разговора. Замените наставления и упрёки советами, и ребёнок станет слушать вас намного внимательнее.

Дискуссия с совместным поиском истины

Отличный способ обучения, обеспечивающий прочное запоминание информации – это самостоятельный поиск ответа или нахождение его в процессе дискуссии. Поэтому, если вы хотите привить ребёнку какую-то нравственную черту, постарайтесь сделать так, чтобы он сам понял её важность. Можно привести пример из жизни, подогреть его интерес наводящими вопросами.

Развивающие игры

Детская любовь к играм – это мощный механизм развития, предусмотренный природой. Так почему бы не использовать его по назначению? Именно в играх дети обычно учатся взаимодействию с другими людьми. И именно в играх им лучше всего прививать такие важные аспекты нравственности как честность, ответственность и справедливость. Глядя на реакцию других игроков, ребёнок учится думать об окружающих, преодолевая врожденное эгоцентрическое восприятие.

Чтение

Не только детские сказки, но и вполне взрослые литературные произведения показывают плохие и хорошие поступки персонажей, предлагая читателю самому сделать нужные выводы. Поэтому чтение книг помогает детям понять, какие поступки являются нравственными, а какие – нет.

Развить нравственность у ребёнка не так сложно, главное – уделять внимание мелочам, которые мы рассмотрели. Также важно всегда давать ребёнку высказаться, чтобы он осознавал ценность своего мнения для окружающих и сам больше его ценил. В будущем он будет придавать большее значение собственным мыслям, что важно для развития нравственности.

Теги

Adblock
detector