ДЕТЕРМИНАЦИЯ • Большая российская энциклопедия

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казаневская В. В

Текст научной работы на тему «Категория «Детерминация» в психологии личности»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

В. В. Казаневская

доктор философских наук, профессор г. Томск

КАТЕГОРИЯ «ДЕТЕРМИНАЦИЯ» В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Исследование категории «детерминация» в общенаучном и философском аспекте (как причинной связи), концепция механического детерминизма Лапласа в социальном аспекте (выделение причинных целей) преследовало основную цель — выделение из кажущегося хаоса исторических событий причинно-следственных цепей. В современной западной социологии одно из ведущих мест занимают концепции «технологического детерминизма», представляющие прогресс человечества результатом бурного развития науки и техники.

Недостаточность подобных обобщенных и потому упрощенных представлений о детерминации в ходе научных исследований обнаружилась довольно рано. Философ-позитивист Д. С. Милль (1806-1873) высказал мысль о многофакторном характере детерминации.

Минуя многие опосредования в развитии этой мысли, можно сразу перейти к предположению о том, что в процессе исследования детерминации первоначальные представления о причинно-следственной связи были представлениями о линейной причинно-следственной связи; и лишь по мере развития этих исследований возникла мысль о возможности структурированных связей, о структурном характере этих связей. Собственно говоря, такой ход мысли присущ любому исследованию, когда от представления о линейных связях переходят к изучению более сложно организованных связей, то есть к изучению структурированных связей.

Значительное место в развитии представлений о структурированных связях занимают так называемые системные представления. Системные представления, как правило, основываются на определенной системе понятий, предполагающей определенные связи. Системные представления на начальном этапе развития назывались системным подходом, суть которого состоит в том, что изучаемый объект рассматривается как система. Очевидно при этом, что дело сводится к тому, что понимается под системой, и это — совсем не простой вопрос. Дело в том, что системный подход по мере своего развития в различных отраслях знания превратился в обширную сферу с десятками отдельных теорий, отдельных фундаментальных принципов, проявленных в самых разных отраслях знания, отдельных весьма популярных понятий, «вхожих» в различные отрасли знания и т. д. Поэтому в настоящее время под системным подходом могут пониматься любые из существующих системных понятий, или принципов, или теорий, а их выбор окажет детерминирующее влияние на исследуемый объект.

В данной статье в качестве ее системной основы будет применена не категориальная общая теория систем [1], а психологическая теория, в понятиях которой обсуждается проблема психической детерминации — это интегральная теоретическая психология личности [2].

Если несколько продолжить логику развития представлений о структурности связей внешнего мира, то мы приходим к предположению о том, что разным объектам присущи

и разные структуры связей и разные элементы, которые соединяют эти связи. Очевидно, что здесь и начинается детерминация объектов, то есть общие контуры детерминации объекта зависят от выбора теории для его описания, если теория есть, или от разработки соответствующей теории, если теория еще не разработана. В качестве такой общей психологической теории, как сказано выше, в данной статье принята интегральная теоретическая психология личности.

Таким образом, детерминация любого объекта может быть рассмотрена на его различных уровнях и в более или менее обобщенном виде. Под детерминацией объекта может подразумеваться причинность как таковая, или общие методологические принципы, или, наконец, та или иная теория. Как известно, детерминация личностной проблемы в условиях изобилия психологических теорий личности может опираться на любую из них, и тогда в каждом случае будет получена своя картина.

В данной статье речь идет о внутрипсихической детерминации личности, представления о которой развиваются в составе интегральной психологии личности.

Согласно положений интегральной психологии личности, психика человека может быть представлена двумя составляющими — объективной и субъективной. Обе составляющие имеют детерминирующую функцию, но в них различно выглядят процессы детерминации. В данной статье обсуждается проблема психической детерминации в ее субъективном аспекте. понятие детерминации имеет важное значение для психологии индивидуальности, для дифференциальной психологии, для психологии субъекта. Общее утверждение, которое мы выдвигаем с самого начала обсуждения: различие людей состоит, прежде всего, в их различной детерминации. Теоретическая идея данной статьи в том, что принцип детерминизма должен занять свое место в изучении психологии личности. В статье обсуждается вопрос о том, в чем заключается эта роль, в каких понятиях она выражается, в решении каких задач она найдет свое конструктивное применение и т. д.

Понятие детерминации можно встретить в различных областях знания. Не претендуя на полное освещение данного вопроса, остановимся на сфере социологии, так как наиболее близкими к теме данной статьи являются разработки данного понятия в области социологических наук. Следует заметить, что в социологии это понятие играет гораздо большую роль, чем в психологии. Поэтому опыт разработки понятия детерминации в сфере социологии, возможно, применим и в сфере психологии.

Нельзя сказать, что понятие детерминации не применяется в современной психологии. Детерминация как принцип причинности, детерминация как утверждения теоретического плана и т. д. Однако это понятие применяется в современной психологии в самом общем смысле.

Само по себе понятие детерминации имеет обширный масштаб и в каждом конкретном случае в зависимости от уровня его расположения — собственное отдельное содержание. Можно сказать, что это понятие может употребляться в различных его статусах, от более общих до строго конкретных. Поэтому говорить о детерминации приходится не только в его общем смысле, но и в конкретном значении. В данной статье речь идет не о детерминации вообще, как о принципе, но о конкретной детерминации -детерминации на уровне внутренней психики, и эта детерминация имеет ряд конкретных выражений, конкретных знаний. Мы здесь говорим о психической детерминации, о детерминации психики. В монографии [2] эта проблема, в составе других теоретических проблем психологии личности, обсуждается и обосновывается в целом, на основе принципа природообусловленного. Данная статья посвящена именно понятию детерминации, содержанию личностной психической детерминации. Основные положения личностной психической детерминации заключаются в следующем:

— личностный уровень психики имеет собственное внутрипсихическое функционирование; это значит, что личность не только реагирует на стимулы и отрабатывает

потребности, но она также имеет собственно психические функциональные потребности, реализация которых в функциональной форме и составляет внутреннюю психическую жизнь; это — эмоциональное функционирование, ментальное функционирование, волевое функционирование; подобным же образом, то есть функционально, проявляются и личностные свойства категориального состава личности, которые составляют важнейшую личностную детерминацию;

— структурная личностная детерминация осуществляется через механизмы формирования ассоциативных образований и является важнейшей причиной субъективности строения личности;

— константная детерминация вполне субъективна и индивидуальна.

Таким образом, понятие детерминация является в интегральной психологии основным выразителем индивидуальности каждой личности, отличия каждой конкретной личности от всех других. Далее эти основные положения личностной психической детерминации рассматривают несколько подробнее.

О терминах «психический» и «психологический» следует заметить, что их различие, возможно, играет большую роль в определенном контексте, но в данной статье термин «психологический» будет применяться лишь в том случае, когда речь будет идти о психологии, а не о психике. В случаях, когда говорится о психике, то и термин будет употребляться «психический». Поэтому детерминация свойств, состояний и функций психики будет называться психической детерминацией, роль и значение этих понятий для психологии будет называться психологической.

Основой для интерпретации всех понятий и всего содержания статьи, как уже указано выше, служит интегральная теоретическая психология личности [2]. У этой теории есть свои отличительные особенности, некоторые из них будут упомянуты в данной статье. Одна из них — представление о психическом функционировании, которое можно назвать внутренним и которое принадлежит личностному уровню. Это психическое функционирование составляет психическую детерминацию личности. Детерминирующая роль психического функционирования, согласно положениям интегральной психологии, состоит в том, что сам факт функционирования и основной состав психических функционирующих процессов является общим, свойственным «личности вообще», но что касается конкретного содержания и констант этих общих функционирований, то они индивидуальны, персональны, как, возможно, сказал бы персоналог; они личностны, субъективно личностны, как сказал бы категориальный психолог, опирающийся на понятия интегральной категориальной психологии личности.

Как раз свойства личностной детерминации, индивидуальной детерминации отдельной личности дают возможность интегральной психологии говорить не о психике вообще и не о человеке вообще, а о данном, конкретном человеке, данной конкретной личности, позволяют «вычислить» личность. Заметим, что эта проблема и ее формулировка составляют не только не решенную, но и не сформулированную задачу психологии личности. Заметим также, что термин «детерминация» совершенно необходим для формулировки этой проблемы, что он прямо отвечает этой проблеме и дает возможность ее обсуждения и решения.

В качестве личностных детерминант далее выступают основные формы функционирования — функционирование воли-активности (деятельности), функционирование эмоционального и функционирование интеллектуального. Все виды функциональной детерминации конкретизированы для конкретной личности. Важнейшей задачей является введение в функциональную детерминацию представлений о формах функционирования, о формах психического движения. Основная из них — форма движения «различие-тождество» или колебательного движения.

Важнейшей детерминантой является также константная детерминация. перечисленные личностные детерминанты лежат в основе целостной индивидуальной детерми-

нации конкретной личности, которая вполне объясняет различия между личностями -как объективные и неизбежные [2].

Но и это еще не все. В числе психических механизмов, обеспечивающих индивидуальность личности, мы видим механизм ассоциации. Именно этот механизм не только строит ассоциативные связи, которые являются структурными связями психики, но и строит их абсолютно индивидуально. Структурная связь переживается — пишет Дильтей. Это значит, что переживания человека лежат в основе структурирования психики, индивидуальность которой тем самым и обеспечивается. Таким образом, психические структуры является еще одной индивидуальной личностной детерминантой.

Как видим, в области терминологии процессов индивидуального структурирования психики может быть поставлена проблема правильного или неправильного формирования личностной сферы, в том числе эмоциональной, ментальной, волевой и собственно личностной.

Удивительно, что при обсуждении феномена ассоциативности внимание обычно обращено на проявление ассоциативности, на проявление предыдущего опыта; при этом сущность образования ассоциативной связи остается в тени. Многоаспектность категориальных понятий психологии приводит к тому, что от одного категориального понятия можно, и вполне обоснованно, перейти к десятку различных, связанных с ним, понятий. Так, явление ассоциации поддерживало в школе Вундта представление о замкнутом круге психических явлений. Между тем, внимание к логике образования ассоциации может поставить это явление на должное место и придать ему собственные психологические роль и значение.

Рассматривая механизм образования ассоциативных связей как способ фиксирования связей внешнего мира, мы неизбежно придем к вопросу о том, как личность отличает связи объективного мира от связей, выражающих ее личный опыт, связей субъективных, объективно субъективных. Можно предположить, что сначала личность воспринимает все связи как субъективные, выделение же объективных связей происходит на основе специальных исследований.

психологическое значение механизма ассоциаций состоит в том, что процессы формирования ассоциативных образований, включая и элементы, лежат в основе формирования личностных структур и в основе полной субъективности, индивидуальности этих структур; от них же зависит и в целом субъективность, индивидуальность личности.

Субъективность, индивидуальность структур личности лежит в основе индивидуальных различий, различия между отдельными личностями. Именно личностные структуры ответственны за состав функциональных сфер и за способ реагирования личности.

В связи с вопросом о взаимном влиянии внутрипсихической и социальной детерминации остановимся лишь на том, что нового вносит в него понятие внутрипсихической детерминации.

Важным вопросом социальной детерминации личности является философский вопрос о свободе воли. Как существо общественное, человек реализует свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия не только с другими людьми, но и с обществом в целом. Именно общество в целом, его социальные институты оказывают конкретизирующее влияние на деятельность и на жизнь человека, на форму его жизни, начиная от формирования чувств и кончая семейными и производственными отношениями. Общество служит теми рамками, которые оказывают конкретизирующее влияние на все проявления человека. Как же влияет на эту сферу внутрипсихическая детерминация? прежде всего — на его целеполагание. Как известно, в своем сотрудничестве с обществом человек ставит сознательно цели своей жизни и деятельности. Но цели человека, способ их реализации и стремления человека тесным и обязательно осознаваемым образом связаны с его внутрипсихической детерминацией. Неосознанность внутрипсихической детерминации может быть причиной общего личностного неблагополучия. Например, вы-

бор профессии, не отвечающей по своим эмоциональным характеристикам собственной эмоциональности человека, может привести его к состоянию постоянного эмоционального дефицита и к тяжелым последствиям. Еще ярче проявляется такая ситуация, когда внутрипсихическая детерминирующая характеристика заставляет человека выбирать не только форму поведения или деятельности, но и цели.

Таким образом, внутрипсихическая детерминация оказывает опосредующее, но весьма серьезное влияние на социальную детерминацию и на социальное поведение. Но главное состоит в том, что внутрипсихическая детерминация оказывает обширное влияние на все проявления личности, в том числе и на социальные проявления личности и на нее самое, то есть на ее состав, структуры, функции, цели, поведение и т. д. Как и понятие внутрипсихической детерминации, эти влияния пока не исследованы и можно ожидать, что их изучение значительно углубят представления о социальных и социально-психических механизмах.

Значение понятия детерминации для практической психологической работы должно быть рассмотрено не само по себе, а в составе интегральной категориальной психологии личности, особенности которой, как показано выше, раскрывают индивидуальную детерминированность личности и позволяют работать с отдельным конкретным человеком. В то же время эта теория имеет средства и для исследования психологических свойств групп людей. Само построение интегральной категориальной психологии личности ориентировано на отдельную личность, ее описание и исследование. Для этого необходимо описание функциональных сфер личности — волевой — активностной, эмоциональной и интеллектуальной — по составу оснований функционирования и по параметрам самой функции; то есть упомянутый состав трех функциональных сфер по определению индивидуален; надо иметь в виду, что не только состав оснований функционирования индивидуален, но и структуры, связывающие данный состав, также индивидуальны; это относится как к отдельным структурным связям, так и к крупным структурным образованиям — концепциям личности. Кроме того, индивидуальны свойства психической системы «личность», а также многие другие понятия интегральной психологии личности [1].

Литература

1. Казаневская В. В. Системы и системные законы: Категориальная теория систем. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1992. — 272 с.

2. Казаневская В. В. Интегральная теоретическая психология личности. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. — 526 с.

Л. В. Мирошниченко

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии Кемеровский государственный университет культуры и искусств

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТА И ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Формирование профессионала высокого класса, обладающего системой качеств, требуемых современным обществом и конкретизируемых Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, возможно лишь при условии оптимального взаимодействия главных субъектов педагогического процесса в вузе — студента и преподавателя.

Видео

Теги

Adblock
detector