Диверсификация экономики

Что собой представляет диверсификация

Диверсификация – это увеличение эффективности производства. К примеру, это могут быть следующие меры:

  • Перераспределение фокуса внимания.
  • Увеличение ассортимента товаров.
  • Переход на другие рынки сбыта.
  • Внедрение технологий, инновационных методик производства.
  • Повышение прибыли.
  • Предупреждение банкротства.

Как проводится диверсификация промышленности и повышение конкурентоспособности отраслей?

Диверсификация предполагает распределение вкладов между различными центрами. То есть это хранение яиц в различных корзинах. Применяется этот метод на следующих рынках:

  • Валютный. Организация вкладывает деньги в разную валюту или активы.
  • Рынок недвижимости. Средства инвестируются в различные объекты.
  • Открытие депозита. Компания обращается к нескольким банковским учреждениям для открытия депозитов.
  • Рынок драгоценных металлов. К примеру, фирма вкладывает средства в платину, серебро и прочие драгметаллы.

По сути, при диверсификации появляется новый игрок на рынке. Производство существенно обновляется.

Какие существуют проблемы диверсификации и варианты их разрешения?

Стратегии диверсификации

Диверсификация – это достаточно широкое понятие. Проводиться она может по различным стратегическим направлениям. Рассмотрим базовые стратегии:

  • Конгломеративная. Предполагает производство изделий, которые не связаны с основной продукцией. К примеру, компания выпускает мебель. В результате диверсификации фирма начинает производить компьютеры. Конгломеративная стратегия считается наиболее сложной, так как предполагает переквалификацию менеджеров, расширение производственных цепочек.
  • Центрированная. Фирма ищет производственные возможности, которые могут быть реализованы на базе существующих технологических цепочек. Часть производства отделяется и начинает функционировать автономно. К примеру, ранее сеть «Хилтон» специализировалась на строительстве фешенебельных отелей. Позже отдельным направлением ее работы стало возведение более демократичных гостиниц.
  • Горизонтальная. Эта стратегия предполагает изготовление совершенно нового продукта, для которого нужны совершенно новые технологии.

Реализация последней стратегии предполагает наличие большого количества ресурсов, так как нужно будет создавать совершенно новую технологическую цепочку, нанимать сотрудников.

Видео

Горизонтальная диверсификация

Горизонтальной диверсификацией называется создание специфического направления деятельности, не связанного с существующим. Это стратегия, направленная на усиление позиций предприятия и расширение видов выпускаемой продукции. Основной целью является усиление рыночных позиций компании и введение новых программ, которые раньше не существовали.

Задачами горизонтальной диверсификации считаются:

  • увеличение направлений деятельности компании;
  • расширение возможностей менеджмента;
  • уменьшение рисков путём разнообразия предложения.

Для того, чтобы компания полноценно работала, необходимо придерживаться концепции развития, которая представляет собой ряд стратегических действий по расширению производства, минимизацию рисков и улучшение основных экономических показателей (ликвидность, рентабельность и т.д.). Грамотно выбранная стратегия поможет любому предприятию добиться желаемых результатов.

Преимущества и недостатки

У диверсификации есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  • создается финансово устойчивая экономика, которая успешно преодолевает общие кризисные явления;
  • эффективно распределяются деньги, что позволяет инвестировать в новые проекты;
  • достигается экономическое преимущество над другими странами за счет расширения доли экспорта и притока валюты;
  • упрощается взаимодействие между различными отраслями и направлениями.

Минусы:

  • усложняется планирование бюджета, координация между ведомствами;
  • снижается качество управления;
  • возрастает риск убытков для экономики за счет инвестирования в убыточное направление;
  • возникают сложности в централизации процессов;
  • усложняется финансовый учет.
Диверсификация — это необходимость, но ее успех равно пропорционален качеству реализации. Здесь нет полумер: либо все делается качественно, работает, либо это не работает вообще.

Краеугольные камни:

  • мониторинг;
  • аналитика;
  • контроль;
  • (актуальность) оперативное реагирование на возникшие проблемы, решение их в режиме реального времени.

Они превращают план диверсификации экономики в реально работающую стратегию.

Типичные ошибки диверсификации

Из-за неправильного понимания механизма диверсификации многие начинающие инвесторы допускают досадные оплошности.

Список наиболее часто встречающихся ошибок неопытных инвесторов:

  • Выбор исключительно высокодоходных облигаций — подобный портфель будет эффективен только в условиях бычьего рынка (продолжительный рост цен, касающийся любой отрасли финансового рынка), а не в кризис.

  • Отсутствие защиты от валютных колебаний — для стабильного дохода специалисты не рекомендуют выбирать активы только в одной валюте.

  • Диверсификация в недостаточном объёме — например, если инвестор сформирует портфель на 1 000 000 ₽, купив девять акций по сто тысяч рублей и золото на сто тысяч рублей, то процент защищённости такого портфеля будет очень мал (при падении акций рост золота не компенсирует общее снижение цены портфеля).

  • Отсутствие страновой и отраслевой диверсификации — чтобы преуспеть, инвестору следует вкладывать финансовые средства в различные сферы.

  • Пренебрежение ребалансировкой портфеля — такая оплошность может привести к кардинальному изменению структуры активов.

Совет: Выбирайте ресурсы, взаимно коррелирующие друг с другом, — к примеру, при падении акций обычно растёт золото. Короткие облигации следует уравновешивать длинными.

Диверсификация бизнеса

Каждый бизнесмен активно ищет новые направления, обеспечивающие развитие и расширение компании. Чтобы компания могла пережить кризис, необходимо развивать несколько направлений. Для минимизации рисков и наибольшей отдачи бизнеса диверсификации подвергается не только производственный фактор. На уровне компаний первое место занимают качество продукции и своевременность решений менеджмента, которые распределяют:

  1. Инвестированный (доверенный) капитал.
  2. Стоимость выпускаемой продукции или заготовленный товар.
  3. Центры управления и контроля.
  4. Производственные мощности.

Диверсифицированность бизнеса предполагает стратегию в обозначении целей, привлечении ресурсов и принятии рисков. Процесс условно подразделяется на два главных направления: производственное и инвестиционное. Эти направления могут помочь компании свести риски к минимуму и предотвратить банкротство. Чаще компании выбирают производственную диверсификацию. Достоинства этого направления:

  • способствует выживанию предприятия в течение долгого времени;
  • большие возможности расширения рынка сбыта и ассортимента выпускаемой продукции;
  • обеспечивает финансовые синергии (крупным компаниям занимать деньги дешевле и легче, чем мелким);
  • эффективно применяются избытки ресурсов.

Перед проведением диверсификации необходимо учитывать её слабые стороны. Для значительного развития компании понадобятся крупные масштабы. Чтобы эффективно управлять большим производством, нужно иметь сотрудников, обладающих достаточным опытом. Помимо этого, требуются крупные инвестиции и определённый период времени на реализацию проекта.

Подпишитесь и оставайтесь вкурсе!

Мы будем присылать вам новости финансового рынка, новости ETF, новые публикации и ссылки на вебинары.

Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получения e-mail-сообщений, информационных и маркетинговых материалов от FinEx ETF.

Теги

Adblock
detector