«Это не мои «Звездные войны»

Зачем отменять трилогию?

Нужно быть полными идиотами, чтобы отправить в утиль трилогию фильмов, на производство и маркетинг которой было потрачено около миллиарда долларов и которая заработала в прокате свыше четырёх миллиардов. Да, ни «Последним джедаям», ни «Скайуокер: Восход» не удалось повторить кассовых успехов «Пробуждения Силы», а продажи игрушек с новыми персонажами не оправдывают ожиданий. Но прямо сейчас трилогия сиквелов продолжает приносить Disney деньги благодаря релизам в цифре и на физических носителях. Этот год и так сулит Мышиному королевству из-за , зачем же перекрывать те источники дохода, которые ещё остались?

Лукас продал своё детище с большими наработками

Кадр из фильма «Звёздные войны: Пробуждение силы» © «Кинопоиск»

В 2018 году Марк Хэмилл, исполнитель роли Люка Скайуокера, рассказал в интервью, что у Лукаса было много наработок относительно новых эпизодов «Звёздных войн». По версии визионера, главным героем новой трилогии тоже должна была стать женщина. Но не случайная брошенка с планеты-мусорки, а легитимная принцесса Лея Органа, сестра Люка Скайуокера. Собственно, он и должен был научить её управлять силой.

Видео

Вселенная расширяется в пустоту

Как и у любой кинематографической вселенной, у «Звездных войн» есть свои составляющие: космология, общественно-политическое устройство, мифология. Лукас в своих первых трех фильмах создал такую глубину внутреннего пространства, что её хватило для создания настоящего фанатского культа, разбиравшего по косточкам каждую деталь мира ЗВ. За каждым лукасовским образом чувствовалось что-то большее, не умещающееся в экранные рамки.

Не подскажите, где скачать все альбомы Макса Ребо?

С каждой из немногочисленных локаций старой трилогии связано собственное, отличающее её от других, устойчивое содержание. Татуин — это выживающие в пустыне фермеры, мусорщики-явы, дикие тускенские рейдеры, скрывающийся от закона брод, веселая музыка в кантинах, снующие на каждом углу контрабандисты и охотники за головами, почти всесильная мафия. А так же гонки на подах, рабство и недосягаемость для республиканских властей — это уже благодаря «Скрытой угрозе». Второго Татуина ни в старой трилогии, ни в трилогии сиквелов нет. Как нет и второго Беспина или Мустафара.

Седьмой и восьмой эпизоды еще как-то пытались работать с космологией вселенной. Так за Джакку закрепился образ планеты мусорщиков, побирающихся на обломках старой Империи: такой усечённый Татуин. Восьмой эпизод подарил нам планету-казино, которая демонстрирует уровень социального неравенства и тип экономики в галактике. Еще нам показали планету, где скрывался Люк, и планету с кристаллами (да, я не помню названий), по-своему красивые, но ассоциирующиеся лишь с внешними признаками: с поргами или синим коровьим молоком. И даже этих внешних атрибутов хватило, чтобы сделать локации запоминающимся.

Действие девятого эпизода происходит в совершенно случайно подобранных местах. Локации летят одна за другой, не давая взгляду ни за что зацепиться. Девятый эпизод бросает нас сначала на очередную безликую пустынную планету, у которой даже близко нет обаяния Татуина. Потом вдруг решает перенести действие в некий криминальный мир, тоже лишенный собственного шарма, бледный и вторичный даже на фоне родной планеты Хана Соло из недавнего спин-оффа. Затем с помпой перемещает нас на один из спутников Эндора (Эндор, напомню, газовый гигант) и дает побродить по неплохо сохранившимся после взрыва обломки Звезды смерти. Есть ли в визите туда сюжетная необходимость или минимальный символизм? Нет, «Дисней» снова кормит зрителя фан-сервисом.

Поражаюсь, с какой кропотливостью всё это создавалось

Хуже всего получилась локация финального боя. Она же демонстрирует наплевательское отношение создателей к мифологии вселенной. Казалось бы, легендарная планета ситхов, прародительница адептов тёмной стороны, место финального столкновения воплощения двух образующих сюжет вселенной противоположностей. И как же она выглядит? Как серый кусок камня, испещренный пещерами и всегда покрытый мраком. Типичное Кощеево царство, еще и разрушающееся вместе со смертью своего властелина.

Лукас создал всю ситхскую мифологию буквально несколькими диалогами и поступками героев. Концепция «Правила двух» вышла из взаимоотношений Вейдера с Люком и Императором в пятом и шестом эпизодах. Оттуда же концепция чувств-антагонистов, к которым обращаются светлые и тёмные форсюзеры. Всё это потом сформулировал прямым текстом Йода в сиквелах, но фанаты понимали концепцию сами. И тогда же Лукас показал все противоречия джедайских взглядов, и всю сложность отношений между ситхами, которые уже не выгляди так демонически.

Седьмой эпизод следовал канве старой трилогии чётко, не допуская ни шага в сторону: вот вам тёмный властелин-учитель и его суровый ученик в маске, вот джедай-одиночка, которого они пытаются перетянуть на свою сторону. Никакой творческой самостоятельности, так еще и упрощенный подход, ведь Сноук — это самая поверхностная сторона Палпатина: голая властность без манипулятивных способностей.

Восьмой эпизод работал с внутренней мифологией намного серьёзнее. Помимо того, что он ввел в нее несколько новых переменных, он еще и прошелся со смелой критикой по джедайской философии. Упрекнул её патернализм, ограниченность и зацикленность на прошлом. Показал зрителю, что не обязательно называть себя джедаем, чтобы следовать пути светлой стороны. И тем более следовать ей нужно, опираясь на собственную совесть, а не на вековые догмы. После чего разнес по всем тем же пунктам и ситхов.

Но тут приход девятый эпизод и говорит: нафиг это всё! У нас есть джедаи — они за всё хорошее, есть ситхи — они за всё плохое. А чтобы придать происходящему финальной эпичности, пусть Реё у нас воплощает всех джедаев, а Палпатин — всех ситхов. Ведь джедаи, они же, как Аватары из одноименного мультфильма: хранят в себе души всех предшественников, при чем, в виде вполне себе конкретных голосов в голове.

Но хрен с ними, с джедаями. Куда забавнее слышать от Палпатина, что он — все ситхи. А все — это кто? В фильмах у нас фигурировало их ровно шестеро, включая самого Императора, а положительное мнение о нём осталось разве что у Мола. Откуда взялась эта идея единства ситхов, для которых борьба друг с другом — естественная форма существования?

И ладно бы фильм как-то расширял ситхскую мифологию, но он этого не делает. Какая история у планеты, где живет Палпатин? Кто те люди в плащах на трибунах? Какими тёмными практиками Император воскресил себя и создал Сноука? Как он научился вытягивать жизнь? И не припрятал ли где-то Звездную кузницу, чтобы штамповать звездолёты?

Но нелепее всего в новых ЗВ, конечно же, политика. В старой трилогии Лукас не заморачивался над политическим устройством мира, выстроив сюжет вокруг борьбы конкретных личностей против абстрактной системы. Но и у системы были свои лица: Палпатин, Вейдер, Таркин. Трилогия сиквелов ударилась в политику с головой, показав, как легко манипулировать демократией и рынком.

Седьмой эпизод снова вернулся к теме империи. Изначально она называлась Первым орденом уже своим названием кричала о проблеме, потому что орден — это негосударственная организация. Не может галактикой править орден. Собственно, на начало седьмого эпизода всё еще существует республика, которая никак за своё существование не борется. Почему? Потому что государство, если оно не такое конфедеративное, как в трилогии сиквелов, воюет регулярной армией, и к теме теме повстанцев вернуться не даст. Орден же, несмотря на св вездесущность и способность достать героев на любой населенной планете, кажется, ничем не управляет. Это просто банда радикалов, неизвестно откуда берущая ресурсы для строительства кораблей и космических станций.

Вот эти ребята

И вы спросите: «почему ты считаешь, что Орден ничем не управлял? Может быть это осталось за кадром?». На этот вопрос отвечает концовка девятого эпизода, в которой оказалось, что отдельные планеты сохраняли боеспособный флот, способный побеждать флот ордена. И когда началась заварушка, они не просто сидели и ждали приглашения к атаке на расстоянии гиперпрыжка от затерянной планеты, но и принялись жечь корабли Ордена в своих системах. При чём, разрушители сбивали даже на орбите Лесистого спутника Эндора. Спрашивается, кто? Эвоки? Как жаль, что они были слишком заняты своими делами, вроде пожирания штурмовиков, в восьмом эпизоде, и некому было прийти героям на помощь.

Просто вдумайтесь, насколько бесполезной была республика, созданная после победы над Империей, и насколько ограниченными лидерские способности Леи, так и не сумевшей за годы борьбы организовать всех этих людей, мгновенно собравшихся при первом же сообщении об обнаружении палпатиновского флота.

Марк Хэмилл предлагает объняться и забыть о случившемся

Рецензии

«О всех созданиях больших и малых»: конец английской идиллии 02.11.2021 «Молодой Морс»: штрихи к портрету взрослого инспектора 02.11.2021 «Армия воров» — когда необязательный приквел интереснее оригинала 31.10.2021 «Неисправимый Рон»: если бы ваш смартфон заговорил 28.10.2021 «Кошачьи миры Луиса Уэйна»: цветистый байопик с Камбербэтчем 22.10.2021

В Фокусе

Чего ждать от сериала «Аркейн» по игре League of Legends 07.11.2021 Чего ждать от нового российского сериала «Чиновница» 03.11.2021 Болдуин против Трампа: хроники непримиримой вражды 02.11.2021 Karvanista, baby: апокалипсис как начало 13 сезона «Доктора Кто» 01.11.2021 Что в кино: молодой Кощей, девочка-овца, грибная богиня, Фредди Крюгер 29.10.2021

Наконец, просто невкусно снято

Эта претензия не относится к восьмому эпизоду, там-то видеоряд как раз был очень интересным. Седьмой эпизод, хоть и был целиком эпигонским, как минимум, умело цитировал. Девятый эпизод словно снят режиссером вообще без собственного видения.

Обожаю этот момент

Я не буду перечислять выдающиеся сцены из старых эпизодов, потому что они и так стоят перед глазами у любого, смотревшего эпизоды сагу бы пару раз. А вот вспомнить что-то запоминающееся из последней части могу с трудом. Ну разве что залетающие в пасть к космическому червю истребители, но сколько раз мы такое видели? «Скайуокер. Восход» большей частью состоит из грандиозных компьютерных спецэффектов, которые моментально выветриваются из головы.

В старой трилогии не было сверхвыдающейся постановки боев, но каждый поединок в своем процессе двигал сюжет и развивал персонажей. Трилогия сиквелов привнесла во вселенную невероятную хореографию дуэлей. В седьмом эпизоде Абрамс решил снимать фехтовальный экшен крупными планами и короткими кадрами, да еще и вертлявой камерой, что сильно его испортило. В восьмом сэйберфайты снова стали крутыми и зрелищными. Девятый на них наплевал. Настоящий бой на мечах там ровно один: это поединок Рей и Кайло Рена. И он, с одной стороны удачнее, их схватки из первой части: движения более осмысленны, камера не мотается из стороны в сторону, есть даже какой-то психологический рисунок боя. Но, при этом, всё настолько медленно и безэмоционально, с настолько нулевым напряжением, что на главный бой трилогии не похоже совсем.

Disney медленно расширяет киновселенную

Фото © AP Photo / Richard Drew

Одной из причин, по которым мы любим старые «Звёздные войны», является разнообразие. Каждая планета из классических фильмов не похожа на другую. Некоторые миры появлялись в кадре всего на пару-тройку минут, но этого хватало, чтобы врезаться в память навсегда.

Родина Энакина и Люка Скайуокеров — пустынный Татуин. Покрытая густыми лесами родина вуки — Кашиик. Планета-мегаполис, сердце Республики, Корусант. Вечно покрытая льдом планета с ироничным названием Хот. Угрюмая, но по-своему очаровательная Камино, на которой родился охотник за головами Боба Фетт. Набу с её забавным народом гунганами. А ещё Явин, Эндор, Мустафар, Дагоба… Ух!

А что в новых фильмах? Джакку, где выросла Рей, похожа на Татуин. Кореллия, на которой разворачиваются события сольника про Хана Соло, тоже словно Татуин. Такодана? И её где-то видели. Старкиллер, пока в снегу, похож на Хот. В боевой готовности — на «Звезду смерти».

Disney очень медленно расширяет вселенную «Звёздных войн». А крупицы нового очень сильно похожи на старое. От этого и ощущаются сиквелы «выхолощенными» и бесталанными.

Можно ли ему верить?

Про Думкока иногда пишут, что его предыдущие сливы частенько оказывались правдой. Это не так. Думкок регулярно выкладывал полную чушь, а если в его видео и проскальзывали реальные факты, они не были эксклюзивными — об этом писали и другие.

Зато провалы Думкока можно перечислять бесконечно. Он утверждал, что Marvel сократит до нуля роль Капитана Марвел в четвёртых «Мстителях» (ложь), что тестовые показы девятого эпизода обернулись жутким провалом (Lucasfilm не проводит тестовых показов). Sony якобы пыталась выйти из сделки с Marvel, потому что Файги хотел, чтобы в третьем «Пауке» Капитан Марвел вытерла Паучком пол (взрослая женщина насилует подростка — это скорее к Brazzers, чем к Marvel), а Айгер и Хорн вообще разорвали контракт с Бри Ларсон, потому что она «страшная и деревянная» (ну да, именно в таких выражениях).

Иногда «находки» Думкока и вовсе оказываются заведомой ложью. Так, в прошлом месяце он наехал на Дэйва Филони за его выступление четырёхлетней давности, в котором Дэйв резко отозвался о фанатах. Думкок заявил, что видео слили в сеть недавно… вот только оно уже четыре года как доступно на официальном YouTube-канале «Звёздных войн».

Что касается сливов к сюжету девятого эпизода, то 

Что касается сливов к сюжету девятого эпизода, то всего за месяц до премьеры фильма Думкок утверждал, что:

  • На Экзоголе Рей поджидал настоящий Палпатин, а возле Эндора погиб клон.
  • Рыцари Рен — клоны.
  • И Мэтт Смит тоже клон. Клон молодого Императора, который тусуется вместе с ним.
  • Палпатин специально развалил Империю, а теперь хочет выполнить приказ 67 и развалить вообще всё.
  • Хакс объединяет силы с Леей и возглавляет атаку на флот Палпатина.
  • «Тысячелетний сокол» взрывается с Лэндо, Чуи, Леей и дроидами на борту.

Помните что-нибудь подобное? Вот и мы нет.

Так что байки Думкока про гражданскую войну в Lucasfilm, про то, что Кеннеди запретили появляться на съёмочной площадке «Мандалорца», про то, что Лесли Хедланд наняли специально, чтобы создать женскую версию «Мандалорца» с Сабин в главной роли, — полная чушь. Порой Думкок так увлекается, что противоречит сам себе. В одном ролике он утверждает, что Айгера выставили из Disney пинком под зад, а Кеннеди хочет сделать Малыша Йоду девочкой, а в другом — что Боб ушёл сам, чтобы досадить Кеннеди, а та намеревается превратить Малыша Йоду в реинкарнацию самого Йоды.

Думкок прекрасно знает своего зрителя и дает ему нужный контент. Его аудитория — люди, которые не просто ненавидят диснеевские «Звёздные войны», но считают, что они существуют исключительно для пропаганды прогрессивной повестки. Думкок убеждает их, что Кеннеди воюет с патриархальными ценностями (так воюет, что в «Звёздных войнах» только в 2019 году появились женщины-режиссёры, причём в якобы оппозиционном «Мандалорце»), но в Lucasfilm ещё есть защитники традиций. Вот только в других видео те же защитники превращаются в приспешников «зла». А что, удобно, всё равно никто не помнит, что ты нёс на прошлой неделе.

К сожалению, такой контент пользуется спросом. Число просмотров подобных сенсаций варьируется от десятков тысяч до полумиллиона. И кто-то из зрителей искренне верит в то, что услышал. Мы живём в эпоху полуправды, пропаганды и фейковых новостей, и последнее, что нам нужно, — ещё один идиот, намеренно вводящий людей в заблуждение ради просмотров и донатов. Таких людей лучше сторониться, о таких людях надо предупреждать. Не ведитесь на фейки и будьте здоровы.

Теги

Adblock
detector