Как быстро запомнить большой объем информации и надолго

«Синергия» возглавила рейтинг вузов, обучающих предпринимательству

Агентство «Интерфакс» в рамках проекта «Национальный рейтинг университетов» представило результаты рейтинга предпринимательских программ в российских университетах. «Синергия» вошла в число лидеров сразу в трёх программах. Такое исследование было проведено впервые. Для этого специалисты отобрали 85 ведущих университетов, реализующих образовательные программы (ОП) в сфере предпринимательства. Также опрошены четыре группы респондентов: администрации вузов (получено 149 анкет), профессорско-преподавательский состав (476 анкет), выпускники вузов (145 анкет) и студенты (1400 анкет). В итоге в число лучших вошли 21 программа подготовки бакалавров и 16 магистерских программ. Лидером рейтинга бакалаврских программ стала ОП «Предпринимательство» Университета «Синергия», набрав 1 тысячу баллов. Следом за ней идут программа «Инноватика» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (927 баллов), «Менеджмент организации» Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ» (878), а также программы Сибирского федерального университета (707) и две программы Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (683 и 659 баллов).  Образовательная программа «Международное предпринимательство» Университета «Синергия» с 1 тысячей баллов была признана лучшей магистерской программой. В ТОП-5 вошли программы НИУ Высшая школа экономики (953 балла), Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана (907), НИЯУ «МИФИ» (907) и две программы СФУ (884 и 860 баллов). Кроме того, информационное агентство изучило образовательные программы, в рамках которых студенты вузов защищают выпускные работы в форме стартапов. В 2020 году подобная защита дипломом прошла более чем в 70 вузах, в том числе в «Синергии». «По нашему мнению, наиболее жёсткая система выделения стартапов организована в Университете «Синергия», где ещё за два года до защиты дипломной работы каждый студент должен учредить своё предприятие либо зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем и представить на защите выписку из ЕГРЮЛ по своему стартапу. Эта система достаточно жёсткая, но мне кажется, имеет смысл попытаться построить такую же систему и в других ведущих университетах», — заявил руководитель исследовательской группы НРУ «Интерфакса» Алексей Чаплыгин.      «Повышение эффективности системы предпринимательского образования и достижение экономических результатов, которых ждёт вся страна, возможно в том случае, если мы наконец признаем, что предпринимательство — это не времяпрепровождение и не какая-то деятельность, имеющая признаки трудовой, а это самодостаточная профессиональная деятельность. Неслучайно в своё время председатель правительства РФ привлекал внимание к этому понятию и просил воспитывать уважение к предпринимательской профессии. Мы подходим к осознанию того, что предприниматель — это соль земли. Соль земли не потому, что предприниматели являются владельцами бизнеса, а потому, что владение бизнесом — это профессиональный труд, радостный, но тяжёлый. Им надо заниматься 24 часа в сутки, семь дней в неделю и 365 дней в году», — сказал Президент университета «Синергия» Юрий Рубин. Первую строчку этого рейтинга занял РЭУ им. Г.В. Плеханова (1 тысяча баллов). «Синергия» получила 944 балла и разместилась на второй позиции, оставив позади себя такие вузы, как КИУ В. Г. Тимирясова (845), РГУ Косыгина (732 балла) и СтавГАУ (507 баллов). На пресс-конференции в «Интерфаксе» присутствовали проректор Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Дмитрий Штыхно, заместитель проректора по стратегии и работе с органами власти Финансового университета при правительстве РФ Алексей Оборский, а также начальник управления инновационной деятельности НИУ ВШЭ, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций Татьяна Строганова. Президент «Синергии» Юрий Рубин предложил собравшимся объединить усилия по совершенствованию рейтинга «Интерфакса». По его мнению, подобное рейтингование следует проводить ежегодно.

«Предмет, за который взялся «Интерфакс», имеет особое значение для нашей страны, ибо нет других работодателей, кроме предпринимателей, нет других людей, которые обеспечивают создание и реализацию новых ценностей, кроме предпринимателей. И их надо обучать. За последние годы интерес к этой теме в среде высшего российского образования в значительной степени видоизменился. Мы видим, что многие вузы, которые ещё недавно отвергали саму возможность обучения предпринимательству и говорили, что предпринимателем надо родиться и что этому нельзя научить, сегодня благополучно взялись за это сложное дело — обучение предпринимательству. Сегодня мы наблюдаем становление в России системы предпринимательского образования. На мой взгляд, это несёт в себе элемент почти революционного преобразования всей системы российского образования, особенно в сегменте высшего образования» — резюмировал Юрий Рубин.

Подписаться

Университет «Синергия» открывает двери

30 июля, в 14.00, Университет «Синергия» проведет День открытых дверей для абитуриентов в формате онлайн-трансляции. Прямой эфир с ректором Артемом Игоревичем Васильевым пройдет в Instagram-аккаунте Университета «Синергия».

Видео

Виды запоминания

На самом деле запоминание можно разделить по видам памяти. Но я хотел бы акцентировать твое внимание на трех основных направлениях:

  1. Механическое. Проще говоря зубрежка.

    Например, запоминание слов без особого вникания в смысл. Это поможет тебе выучить язык, но говорить ты вряд ли на нем будешь. Ведь для осмысленного диалога важно не просто знание отдельных слов и правил, а умение применять их на практике.

    Конечно, если ты после зубрежки разработаешь свои приемы запоминания и будешь постоянно практиковать язык, знания закрепятся в твоей голове. Но механический способ без дополнительных усилий вписывается в правило: Заучил, Сдал, Забыл.

  2. Ассоциативное.

    Если ты думаешь, как выучить стих за 5 секунд, это лучший способ. Ты придумываешь ассоциации к каждому слову или строчке и когда тебе нужно выдать стих, в голове всплывают картинки и текст, который ассоциируется с ними.

    Нельзя сказать, что это эффективный метод, но он точно лучше механического. Такая методика подходит для творческих личностей, которые умеют быстро создавать цепочки ассоциаций.

  3. Аналитический.

    Как запоминать информацию качественно? Вникни в ее суть.

    То есть ты сначала анализируешь текст, который нужно запомнить, разбираешь его по буквам, а только потом приступаешь к запоминанию. Получается, что твой мозг еще в процессе анализа разработал собственный метод для качественного запоминания. Твоя задача — закрепить материал периодическим повторением.

Перескажи прочитанное

Знаешь, что позволяет лучше запомнить информацию? Пересказать ее, например, своей девушке или другу, или маме. Если тебе нужно придумать, как развить память быстро, это лучший способ.

В детстве нас не просто так заставляли учить стихи, ведь именно они давали возможность развивать память. И тут большую роль играет то, какой опыт ты получил в то время. Если у тебя нифига не получалось, потому что ты зазубривал, то к запоминанию у тебя будет просто отвращение. Но если ты выкупил техники запоминания информации и научился их качественно применять, в дальнейшем выучить важную инфу для тебя не составит труда.

Зачем нужна мнемотехника

Преподаватели мнемотехники считают, что ее удобно применять в повседневной жизни для быстрого и легкого запоминания номеров телефонов, банковских карт, списков покупок, имен и дат рождений друзей и знакомых.

Техники запоминания помогают в работе и профессиональном развитии. С ними легко получается держать в голове делегированные поручения и собственные задачи. Эти приемы позволяют отказаться от множества записей и органайзеров, используемых для хранения информации о проектах.

Кроме того, мнемоника хорошо подходит для освоения любых научных дисциплин, где требуется включать память, — от математики, физики и химии до истории, обществознания и иностранных языков.

Интерференция в запоминании

Принцип данного эффекта состоит в том, что похожая информация смешивается в памяти. Два похожих воспоминания, будто дополняют друг друга и портят возможность вспомнить все детали. При этом, такие воспоминания мешают запомнить новые информационные блоки. Для того, чтобы снизить влияние интерференции, необходимо научиться разграничивать запоминание похожей информации во временном промежутке. Старайтесь заучивать информацию в таком порядке, чтобы смысловые конструкции заучиваемых текстов были максимально непохожи друг на друга, то есть, чтобы они полностью отличались. Таким образом, поверх выученной информации не будет наслаиваться и перемешиваться новая, похожая информация. Её заменит абсолютно другой по смыслу информационный блок.

Когда целенаправленно нужно забыть какую-либо информацию, можно применить следующий способ: перегрузить память большим объемом информации на схожую тематику. В этом случае мысли человека запутаются и он не сможет ничего вспомнить.

Порой обычные подсказки часто сбивают людей с мысли. Такой способ подачи и приема информации также относится к эффекту интерференции. Адвокаты так запутывают в показаниях свидетелей, подавая им в ходе выступлений, подсказки.

Механизмы запоминания и что на них влияет

  • Чтобы полностью запомнить текст песни, которая нравится, нужно всего лишь прослушать ее пару раз. Проще пареной репы.
  • Чтобы выучить не слишком длинный стих, нужно прочитать его пару десятков раз и продекламировать его вслух. Работа ума чувствуется, но все довольно несложно.
  • Чтобы выучить два десятка не связанных между собой чисел или слогов, придется очень сильно напрячься. Вот прямо очень сильно. Но все равно эти бессмысленные наборы данных забудутся крайне быстро.
  • Сделать изучение языка интересным и подключить механизмы мышления к запоминанию.
  • Сделать процесс запоминания максимально эффективным там, где нельзя подключить механизмы мышления.
Анализ Big Data студента позволяет увидеть и использовать неочевидные моменты обучения каждого конкретного студента. Система отслеживает и анализирует все действия студента, его ответы и динамику изучения, на основе чего формирует план занятий. К примеру, человек часто делает ошибки во фразовых глаголах. Система это видит, поэтому в дальнейшем дает ему больше упражнений на фразовые глаголы. И так до тех пор, пока владение ими не улучшится в достаточной мере. Геймификация обучения при этом сохраняет уровень мотивации и поддерживает его на высоком уровне благодаря интересному контенту и учебным примерам. Студент изучает язык в игровой форме, выполняя квесты. Кроме того, соревновательный момент добавляет также система рейтинга пользователей и значки-награды за прохождение курсов и хорошей тренировки.

Мнемотехники

Информация запоминается лучше, если связана с другой информацией. Связь может быть разной, например, ассоциативной. Для создания и закрепления связей хорошо работает использование разных видов памяти — зрительной, тактильной и даже обонятельной. Ещё один способ запоминания — подключение эмоций. События, связанные с яркими эмоциями, обычно запоминаются надолго.

Мнемотехники придуманы для быстрого и прочного запоминания самых разных сведений, от номера телефона до плана выступления с речью. Разберём некоторые из этих техник.

Метод Цицерона

Подходит для запоминания больших объёмов информации — докладов, лекций, глав из учебника.

Заключается в создании цепочки опорных образов, связанных с нужными данными. Вспоминая, человек сначала воспроизводит в памяти образы, а за ним подтягивается и тот материал, который необходимо выучить.

Чтобы запомнить материал по методу Цицерона, необходимо:

  1. Задать опорную систему, то есть выбрать пространство, которое будет связано с информацией для запоминания. Это может быть, например, квартира, комната или любое помещение со знакомой обстановкой.
  2. Выбрать последовательность, с которой мы будем мысленно обходить это пространство: например, по часовой стрелке.
  3. Связать информацию, которую нужно запомнить, с расположением предметов в этом пространстве. Желательно и здесь соблюдать определённую последовательность. Если нужно запомнить доклад, начать следует со вступления: связать основные тезисы из него с предметом, который находится первым на пути, например, со шкафом в прихожей. Переходя к основной части доклада, каждую следующую мысль необходимо проассоциировать со следующим предметом мебели или деталью интерьера.
  4. Закрепить связь с помощью двух или трёх повторений.

Теперь, чтобы вспомнить доклад, достаточно будет совершить мысленную прогулку по квартире. При «взгляде» на тот или иной объект мозг воспроизведёт ту информацию, которая с ним связана.

Метод пиктограмм

Подходит для заучивания стихов, докладов, прозаических отрывков.

Текст, который требуется запомнить, нужно записать в виде пиктограмм — небольших рисунков, каждый из которых визуально отражает смысл того, что написано в тексте.

Например, нужно выучить стихотворение Н. Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору». Читаем и рисуем:

Однажды, в студёную зимнюю пору → Снежинки, сугроб

Я из лесу вышел; был сильный мороз. → Несколько ёлочек и изображение градусника, на котором —30.

Гляжу, поднимается медленно в гору → Гора и стрелка наверх

Лошадка, везущая хворосту воз. → Изображение лошадки и вязанки дров.

Закончив создавать рисуночное письмо, его следует положить перед собой и попытаться воспроизвести текст. Наверняка получится вспомнить больше, чем без подсказки.

Использование рифм

Подходит для изучения иностранного и русского языков, запоминания имён, фамилий, географических названий.

Рифмованные строки наш мозг запоминает куда быстрее и прочнее, чем тексты в прозе. На этом эффекте основаны многие рекламные сообщения. Вспомните, как долго крутятся в голове несколько фраз из рекламы, сказанных в рифму. «Миринда. Жизнь хороша, когда пьешь не спеша»; «Свежее дыхание облегчает понимание!»

Например, существуют стихи для запоминания глаголов-исключений второго спряжения в русском языке:

Гнать, дышать, держать, обидеть.

Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и терпеть,

А ещё смотреть, вертеть.

Писатель и педагог Александр Пыльцын написал целую поэму для заучивания неправильных глаголов в английском языке, которая начинается словами:

Я кирпичик throw-threw-thrown, (бросать)

Он в окошко fly-flew-flown, (летать)

Меня дядя catch-caught-caught, (ловить)

К папе с мамой bring-brought-brought. (приводить)

До сих пор я удивлен —

Fling-flung-flung откуда он? (выскакивать)

При желании и некоторых способностях срифмовать можно почти любой материал, который нуждается в запоминании. При этом многое останется в памяти уже в процессе сочинения.

Сочинение аббревиатур

Информацию можно закодировать, используя не только образы, но и слова, которые начинаются с тех же самых букв, что и нужные данные. Всем известна фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В ней закодирована последовательность цветов радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Точно так же можно закодировать любую последовательность.

Напишите список слов, которые вам необходимо запомнить. Например, названия планет солнечной системы. Выпишите первые буквы названий. Получится М В З М Ю С У Н П.

А теперь попробуйте придумать любое связное предложение, слова которого начинаются на эти буквы. Не ограничивайте свою фантазию! Это занятие не только поможет запомнить материал, но и поднимет настроение.

Вариантов можно придумать множество. Например, «Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт». Таким же образом можно закодировать число Пи, падежи и даже последовательность расположения черепных нервов в мозгу человека!

Эффективные методики повторения

Повторяя определенную информацию неоднократно, можно добиться такого результата, что та твердо отложится в памяти. Заучивать что-либо за один подход неэффективно, лучше сделать несколько повторений, разбивая текст на части.

Необходимо уметь правильно отводить время на заучи

Необходимо уметь правильно отводить время на заучивание. Если необходимо выучить информацию за один день, то лучшим режимом повторений является следующий порядок:

  • первое повторение — 15-20 мин после заучивания;
  • второе повторение — 6-8 часов после заучивания;
  • третье повторение — сутки после заучивания.

Повторение должно сопровождаться вспоминанием информации — не просто перечитывание текста, а выделение заученной информации из памяти.

В случае, когда на заучивание можно выделить больше времени, лучшим режимом повторений является следующий порядок:

  • первое повторение — в тот же день после заучивания;
  • второе повторение — на четвертые сутки;
  • третье повторение — на седьмые сутки.

Большие объемы информации следует воспринимать, разделяя их на блоки: полный объем — ключевые мысли. Вспоминать информацию можно вразброс, так она крепче запомнится. Минимальный порог повторений для успешного запоминания — 3 раза.

Как помочь мозгу работать продуктивнее

Вы можете делать все правильно, но ничего не запоминать. Информация будет просто испаряться, только что заученные данные начнут путаться в голове, переплетаться и замещаться. Причина тому – усталость и неготовность вашего мозга. Как запомнить большой объем информации перед экзаменом, к которому вы совершенно не готовы? Заучить короткие тезисы в конспектах, но ни в коем случае не просиживать ночь над горой учебников.

Как помочь мозгу работать продуктивнее:

  • высыпаться – нормальный, здоровый сон достаточной продолжительности оказывает благотворное влияние на процессы запоминания информации;
  • не учить материал ночью – «трудовая» ночь перед экзаменом всегда была главной ошибкой студентов, ведь без отдыха мозг просто не сможет ничего запомнить;
  • правильно питаться – добавьте в рацион углеводистые фрукты (например, бананы), орехи и другие способствующие повышению мозговой активности продукты;
  • добавить кислорода – он жизненно необходим для правильной работы мозга, поэтому проветривайте комнату как можно чаще;
  • не забывать о физической активности – ученые не раз подтверждали, что чередующие процесс изучения с физическими нагрузками люди лучше запоминают и усваивают материал.

Если вы хотите заставить свой мозг работать на полную катушку и считаете, что за одну ночь за учебниками ему ничего не будет, то вы ошибаетесь. Наша физиология такова – без отдыха продуктивность, а значит и мозговая активность снижается. Поэтому после ночи за конспектами вы можете не только не вспомнить только что заученную информацию, но и забыть ту, которую отлично знали до «ночного марафона».

Теги

Adblock
detector