Кризис «четверти жизни»

Подростковый кризис

Любой возраст, ассоциируемый с тем или иным кризисом, конечно, очень условен. Так, один из самых ярких и сложных этапов нашего взросления приходится на 14–19 лет. Это время связано с различными психологическими, физиологическими и социальными перестройками, которые сильно меняют человека. Половое созревание становится сильнейшей встряской, превращающей каждый день подростка в американские горки эмоций. Что немаловажно, именно в этот момент людям впервые приходится задумываться о том, что их ждет в ближайшем будущем, когда они формально уже будут считаться «взрослыми». Любой не понаслышке знает, как это трудно — решить в 16, 17, 18 лет, чем вы будете заниматься всю оставшуюся жизнь и ради чего трудиться не покладая рук в университетские годы. 

Современные подростки большую часть времени проводят в школьной системе. Регламентированность жизни делает необходимость принятия якобы судьбоносного решения особенно трудным. Не помогает и невероятное общественное давление: в школе учителя стращают выпускными экзаменами, дома родители пугают вступительными. И лишь немногие взрослые догадываются поинтересоваться, что думает и чего хочет сам подросток, чье будущее стоит на кону. Подобное психологическое давление может привести к печальному итогу: к примеру, в Южной Корее считается, что перспективы есть лишь у выпускников трех самых престижных университетов страны. Поэтому местные подростки в стремлении поступить в нужный университет доводят себя до полного изнеможения и в школе, и на дополнительных курсах. Такая нагрузка в свою очередь приводит к беспрецедентному количеству суицидов среди молодежи.

Трезво взглянуть на свои желания и способности подросткам не позволяют зашкаливающие эмоции и обостренное восприятие мира. В противном случае любой 17-летний быстро бы осознал, что в его возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Именно подростки чаще всего бросают увлечения, которые были придуманы и навязаны им родителями еще в детстве. Отказываться от старого и искать новое — естественный процесс. Американские тинейджеры давно придумали способ пережить этот момент с умом: многие решают взять так называемый gap year после окончания школы, то есть перерыв между учебой, чтобы попутешествовать, поработать и вообще приглядеться к жизни вне привычной системы и лучше понять себя. Такой метод не обещает божественных откровений, зато помогает посмотреть на мир под новым углом.

Фазы, этапы и стадии

Исследователь О. Робинсон из гринвичского универсиИсследователь О. Робинсон из гринвичского университета определяет кризис как переживание нескольких фаз:

  1. Ощущение безысходности, чувство тупика во всех жизненных сферах, безрадостности существования, нереализованности в карьере или личной жизни (или двух отраслях одновременно).
  2. Постепенное понимание возможных изменений. Человек включает режим активного поиска возможностей для применения своих способностей и навыков, ищет свой собственный путь.
  3. Период качественного развития. Человек начинает идентифицировать исключительно важное в жизни и избавляться от ненужных «балластов», которые тянут вниз, не давая самосовершенствоваться.
  4. Создание новых привычек, закрепления улучшенного способа действий с проекцией на измененную действительность

Когда возникает и сколько длится?

У кого-то кризис 25 лет возникает раньше – в 20, уКак и при других видах кризиса, точной периодизации данного этапа нет. Все зависит от индивидуальных особенностей и характеристик личности.

У кого-то кризис 25 лет возникает раньше – в 20, у кого-то позже – в 30 лет от роду. Общая продолжительность периода также может варьироваться – от 5 до 10 лет.

Разлука с родителями

Перед молодыми открыты многие возможности: можно работать в банке или играть рок-н-ролл, жениться или порхать от романа к роману. Однако неизбежно наступает момент, когда предстоит определиться с выбором, а значит, отказаться от всех вариантов, кроме одного. И опираться при этом придется лишь на собственные желания: символические ориентиры, которыми прежде служили мать и отец, уже не имеют былого значения.

«Понимаю, что пока передо мной множество дорог, — говорит Лика, — но выбрать-то нужно одну! Потом переиграть будет сложно, если возможно вообще».

По мнению психоаналитика Татьяны Алавидзе, отчасти страх перед выбором объясняется поведением родителей. Многие из них не готовы остаться один на один с собой и всячески оттягивают разлуку.

«Прямо или обходными приемами они фактически продолжают вмешиваться в жизнь своих детей, диктуя, где тем следует работать или с кем проводить время, — уточняет Татьяна Алавидзе. — Этому способствует и их финансовое участие в жизни детей. А в результате они искусственно задерживают взросление сына или дочери».

«Важно различать самостоятельность психоэмоциональную и материальную, — уточняет Стефан Клерже. — Нередко выпускник или молодой специалист продолжает зависеть от родителей в бытовом плане, сохраняя внутренний иммунитет и независимость в принятии ключевых решений. Здесь нет прямой связи».

«Боюсь, что будет поздно»

Елена, 25 лет, PR-менеджер

«У меня все прекрасно: работа в целом устраивает, машину помогли купить родители, небольшая квартира — от бабушки. Но я живу в тревоге. До сих пор жизнь была распланирована на несколько лет вперед: закончить институт, съехать от родителей, найти работу. И вдруг все этапы закончились. А что дальше? Я понимаю, есть много возможностей: можно бросить работу, автостопом проехать по Европе, научиться прыгать с парашютом, поступить на философский. В принципе, возможно все. Но я не знаю, чего хочу, а ведь еще несколько лет — и будет поздно».

Теги

Adblock
detector