Нуар в кино, определение и особенности жанра

Что такое нуар?

Название жанра происходит от французского словосочетания film noir («черный фильм»). Однако все это энциклопедические сведения. Их вы узнаете из любой статьи в интернете. Особенно учитывая, насколько модной стала нуар-эстетика в последнее время. Но оболочка – это еще не всё. Мы постараемся проникнуть в суть явления. В свою очередь, я постараюсь излагать мысли таким образом, чтобы сведения можно было практически применить при разработке вашего сценария и/или фильма.

Что есть нуар в первую очередь? Здесь нам и помогает цитата из «Макулатуры», потому как она отражает взгляды на мир большинства героев нуара. Нуар — это настроение. Поэтому первое, что стоит понимать при разработке такого проекта — форма настолько же важна, как содержание, а то и важнее (в большинстве случаев). Каковы особенности этой формы? В чем прелесть стиля?

История нуар

Нуар зародился в 1930-х годах, но на самом деле ув

Нуар зародился в 1930-х годах, но на самом деле увидел свет, только в 1940-х. Его происхождение часто объясняется отношением пессимизма и тревоги, возникшим во время Второй мировой войны. Но фильм нуар не был вдохновлен только культурными событиями. Одним из способствующих факторов была литература. В то время, крутые детективы, написанные такими романистами, как Дашилл Хаммет и Рэймонд Чандлер, пользовались большим спросом. Адаптация этих книг к фильмам является частью того, что создало основу для фильмов нуар.

В 1946 году французские критики придумали термин «нуар», чтобы описать мрачное настроение этих новых фильмов, и название привязалось, хотя оно не получило широкого распространения в то время. Нуар стал одним из самых популярных жанров в 1940-х годах, и это продолжалось до 1950-х годов. 1940-е и 1950-е годы до сих пор считаются звездным часом этого стиля.

Видео

Конец? [ править]

Пони-версия.

К концу 1950-х популярность нуара вслед за спадом пессимистичных настроений резко упала. Снова актуальным жанр оказался в первой половине 1970-х, после череды неудач во Вьетнамской кампании, громких политических скандалов и экономической стагнации. Эпоха неонуара привнесла в жанр акцент на тотальной коррупции, политических играх и бесправии честного человека. Закономерным финалом становится в лучшем случае хороший плохой конец, а иногда и просто плохой. Главным героем обычно становится частный детектив или вигилант. Настоятельно рекомендуются к ознакомлению знаковые фильмы той эпохи: «Китайский квартал», «Ночные ходы», «Злые улицы», «параноидальная трилогия» Пакулы («Клют», «Заговор „Параллакс“», «Вся президентская рать»).

Ещё один всплеск популярности жанр пережил в конце 1980-х. В эти годы были выпущены ремейки старых лент, да и в оригинальных наметился некоторый возврат к жанровым условностям классического нуара.

Литература

Нео-нуар / Современные фильмы нуар

Золотой век фильмов нуар закончился, но его влияни

Золотой век фильмов нуар закончился, но его влияние все еще присутствует в современном кинематографе, отсюда и возник «нео-нуар». Новые фильмы не должны идти по тем же правилам, так как «Кодекс производства» закончился в 1968 году. «Нео-нуар» можно охарактеризовать теме же элементами, что и старые фильмы. Роковые женщины, детективы и сложные сюжетные линии. Современный фильм нуар не должен быть обязательно о раскрытие убийств, или о том, как детектив связался с женщиной, которая убила своего мужа. Например, научно-фантастические фильмы, такие как «Бегущий по лезвию», обладают достаточным количеством этих качеств для историков кино, чтобы классифицировать их как нуар.

Приведу несколько примеров современных фильмов нуар. Семь (1995), Город грехов (2005), Секреты Лос-Анджелеса (1997), Падшие ангелы (1995), Бойцовский клуб (1999), Основной инстинкт (1992), Тёмный город (1998), Перекресток Миллера (1990), Молчание ягнят (1991), Бэтмен возвращается (1992). И конечно Бешеные псы Квентина тарантино, и Сонатина, режиссера Такеши Китано. Это далеко не все фильмы из списка «Нео-нуар».

Павел Балакин: «Клуб выносливых и необидчивых»

Как превратить хобби в работу и начать писать истории Павел Балакин вырос под Екатеринбургом, но уже 3,5 года живет в Москве: редактирует эфиры московского метрополитена. По «классическому» образованию он бизнес-менеджер, по призванию — фантазёр. На курсе «От идеи до сценария…» долго перекраивал идею, но «доводить до ума» после курса не захотел: потеряла актуальность. Тем не […]

29.10.2021

Ольга Гольдфарб: «Ловите шанс!»

Как подать работу на конкурс «на удачу» и победить На курсе «От идеи до сценария по технологии GoodStoryMedia» Ольга Гольдфарб разрабатывала сценарий короткого метра, а в мае 2020 года отправила его в проект CAST и прошла в финал. О том, как это все получилось, Ольга рассказала в интервью. Узнала случайно — записалась без сомнений Я […]

29.10.2021

«Блэксэд» как последователь классического нуара

Америка, 50-е годы. Совсем недавно закончилась Вторая мировая война, но проблем у общества не поубавилось. В Нью-Йорке процветает преступность, а коррупция среди политиков — обычное дело.

Звучит знакомо — примерно так же сеттинг обставлен и в других нуарных произведениях. Но у «Блэксэда» есть одна интересная особенность: его мир населяют антропоморфные животные, а роль детектива исполняет чёрный кот.

«Блэксэд», серия графических романов о частном детективе Джоне Блэксэде, сильно выделяется среди других нуарных произведений. Его действие происходит в ту же эпоху, когда выходили классические представители этого жанра, но создатели комикса предпочитают не копировать, а переосмысливать классические сюжеты.

Он, впрочем, соответствует всем признакам настоящего нуара и тест на соответствие жанру проходит без труда.

  • Главный герой — детектив с тяжёлым прошлым.
  • В каждом выпуске комикса он выполняет чью-то просьбу и в ходе запутанного расследования раскрывает неудобные тайны.
  • Большую часть событий нагнетается саспенс, но и экшена хватает.
  • Повествование часто ведётся через флэшбеки.
  • Большая часть персонажей — преступники или люди, скрывающие свои плохие намерения.
  • Мрачная атмосфера тут даже при дневном освещении, а действие порой переносится на безлюдные мрачные локации — доки, кладбище, ангары.

Хуан Диас Каналес и Хуанхо Гуарнидо, создатели «Блэксэда», осознанно решили создать комикс, отдающий дань уважения эпохе 50-х. Каналес, профессиональный аниматор, занялся написанием сюжета, а Гуарнидо, долгое время работавший на Disney, приступил к художественному оформлению.

​Хуан Диас Каналес и Хуанхо Гуарнидо

Над каждым выпуском дуэт работает по несколько лет, а объём одного комикса обычно составляет примерно 50 страниц. Столь долгий срок производства обусловлен тщательной проработкой сценария и иллюстраций. Зато конечный результат неизменно нравится как широкой публике, так и литературным критикам.

Действие «Блэксэда» разворачивается в Америке 1950-х. Сюжет каждого выпуска рассказывает о той или иной истории, которая случается с частным детективом Джоном Блэкседом. Он впутывается в различные передряги и преступные сговоры, раскрывает хитросплетённые преступления и просто пытается выжить в этом жестоком мире.

Проблемы в обществе «Блэксэда» ровно такие же, как и в нашем, с поправкой на 50-е: организованная преступность, коррумпированные полицейские, расистские группировки, политические заговоры. И на фоне этих событий происходят маленькие личные истории, за которыми скрываются мрачные тайны. Именно они — ядро всего комикса.

В пяти вышедших томах Каналес и Гуарнидо переделывают на свой лад классические нуарные сюжеты. Каждый выпуск — отдельная законченная история, и сквозного сюжета в серии нет. Их объединяют лишь сам Блэксэд и некоторые второстепенные герои, вроде комиссара Смирнова и репортёра Уикли.

Главный герой

Джон Блэксэд — частный детектив с волевым характером и золотым сердцем. О его прошлом читатели знают немного: тяжёлое детство да служба во время Второй мировой. Зато за время своей практики он завёл массу друзей и коллег.

Блэксэд — собирательный образ, основанный на Марлоне Брандо и герое Хамфри Богарта. От первого он взял внешний облик, а от второго — профессию и черты характера.

Сходство с Брандо видно невооружённым взглядом: Джон мужественен, высок и плечист, прямо как актёр в молодости. Брандо, к сожалению, ни разу не играл в нуарных фильмах, поэтому полностью сопоставить его с героем комикса не получится.

​Из всех актёров в истории кино Брандо лучше всех подошел бы на роль Джона Блэксэда

Зато с Хамфри Богартом у Джона гораздо больше параллелей. Особенно сильно на образ Блэксэда повлияли такие герои Богарта, как Сэм Спэйд из «Мальтийского сокола» и Филип Марлоу из «Глубокого сна».

В этих фильмах главные герои циничны, проницательны и хладнокровны. Они — заядлые курильщики, не прочь выпить и пользуются большим успехом у женщин. Но они готовы поставить на кон всё, лишь бы успешно закончить расследование, и часто рискуют жизнью.

​«Где-то в тени»

​«Глубокий сон» (1946)

Но разница кроется в деталях. Если герои Богарта насквозь циничны и общаются, кажется, только посредством сарказма, то Блэксэд гораздо более искренен и благороден. К друзьям он относится исключительно хорошо, а к женщинам проявляет заботу и внимание.

Последнее — важное переосмысление образа. Часто детективы в нуарных фильмах выступают как антигерои, балансирующие на грани добра и зла. Блэксэд, в отличие от них, — действительно хороший человек. Ему не всё равно на других людей, и он никому не откажет в помощи.

В пятом томе Блэксэд заступился за молодых парней перед байкерами, но поплатился за своё благородство машиной​

А ещё Блэксэд не старается придерживаться образа вечно угрюмого детектива. В комиксе он часто улыбается и смеется, не боится показывать свои эмоции перед другими людьми.

В «Арктической нации», например, главный герой заводит дружбу с хорьком Уикли — и с тех пор тот появляется в каждом новом выпуске. А в «Амарилло», последнем на данный момент томе, Блэксэд быстро находит общий язык с адвокатом Нилом Бито. Вместе с ним он отправляется на поиски Чада, пропавшего писателя.

В то же время он может постоять за себя, а в гневе представляет настоящую угрозу. Из большинства драк детектив неизменно выходит победителем.

Такая деконструкция на первый взгляд кажется полным разрушением устоявшихся традиций, но за образом Блэксэда кроется нечто большее. Он близок читателю благодаря своей человечности. А герои прошлого сейчас могут и оттолкнуть — уж слишком они немногословны.

Именно поэтому Блэксэд так интересен: он представляет собой современный взгляд на героев классического нуара. Детективы в исполнении Хамфри Богарта до сих пор приковывают внимание к себе, но его персонажи часто оказываются лишь наборами стереотипов.

А Джон Блэксед, даже при всех отсылках, — уникальный герой. Если сравнивать его с другими героями комиксов, то на ум приходит Джон Константин. Его внешний облик был вдохновлён Стингом из группы The Police, но характер ему придумали с нуля. Персонаж Каналеса и Гуарнидо хоть и менее самостоятельный, всё же тоже запоминается как никто другой.

Разумеется, в игре Blacksad: Under the Skin этот уникальный образ сохранён.

Хочу играть

Роковые женщины

Ещё один важный элемент нуара — роковые женщины, так называемые femme fatale. Удивительно, но в «Блэксэде» нет ни одной героини, которая бы полностью подходила под это определение. Один из наиболее близких примеров есть в томе «Где-то в тени».

Правда, к началу этой истории потенциальная femme fatale уже мертва. Расследование её убийства и становится главной целью Блэксэда: актриса Наталья Уилфорд, убитая в собственном доме, раньше с ним встречалась.

В ходе флэшбеков читатель узнает о прошлом Натальи и о том, при каких обстоятельствах она познакомилась с детективом. Но даже так актриса совсем не тянет на роковую женщину, скорее — на жертву обстоятельств.

Сюжет этого тома отчасти напоминает «Бульвар „Сансет“» Билли Уайлдера. В качестве отсылки к этому фильму здесь есть и персонаж Леон Кронски — голливудский сценарист и любовник Натальи.

​«Бульвар „Сансет“» (1950)

В фильме Уайлдера голливудского сценариста Джо Гиллиса нашли мертвым в бассейне особняка известной актрисы Джоан Кроуфорд. История раскрывает обстоятельства их знакомства и заканчивается на смерти Гиллиса.

В «Блэксэде» этот сюжет перевёрнут с ног на голову. Комикс начинается со смерти актрисы, но всё внимание уделено не отношениям главного героя с ней, а расследованию её убийства.

Джоан Кроуфорд — одна из образцовых роковых женщин в кинематографе. Она соблазняет Гиллиса, удерживает его силой и манипулирует им. А Наталья, при всей силе образа, всё же остается лишь поводом для начала расследования.

В комиксе есть и другой, более близкий к канонам жанра образ роковой женщины. В «Арктической нации» одним из главных персонажей выступает Жизабель, жена шефа местной полиции.

Она привлекательна и хитра. Жизабель не стесняется пользоваться красотой для того, чтобы добиваться своих целей, и ловко манипулирует своим мужем. Кроме того, она изменяет ему с начальником его охраны.

Но эта женщина не так проста, как кажется на первый взгляд. Финал её истории удивит любого читателя, поэтому тут лучше обойтись без спойлеров.

Места действия

Для нуарного произведения «Блэксэд» удивительно разнообразен в плане локаций. А традиционный для жанра сеттинг (дождливый мегаполис ночью) он и вовсе ни разу не использует.

В «Где-то в тени» местом действия выступает город. В «Арктической нации» действие переносится в заснеженный северный штат. В «Красной угрозе» — вновь родной город Блэксэда, но события разворачиваются в богатых районах. В «Тихом аду» — Новый Орлеан. А в «Амарилло» история разворачивается в нескольких южных штатах сразу.

Самым типичным в этом плане можно считать первый том. Большая часть событий происходит в закрытых помещениях, включая офисы и квартиры.

Иногда действие переносится на улицы, где один раз даже использовался редкий для нуара приём — дневной туман.

Зато, в лучших традициях жанра, есть бары, в которых собирается много маргиналов и просто сомнительных личностей.

Рассматривать детали рисунка в эти моменты хочется особенно тщательно — уж слишком хорошо проработаны такие локации.

Но в основном — никаких откровений. Такие локации часто встречались во многих фильмах той эпохи, не только нуарных.

Куда интереснее выглядит заснеженный город из «Арктической нации». Этот сеттинг почти не использовался в нуарных фильмах, поэтому производит особое впечатление.

Из классических фильмов жанра снег полноценно появлялся только в «На опасной земле» Николаса Рэя. Эпизодически снег фигурировал и в «Гражданине Кейне», но он не был основной деталью окружения в фильме.

Зимний период в картине Рэя усиливал чувство тревоги и опасности, добавлял мрачной атмосферы. И «Блэксэд» правильно воспользовался преимуществами этого сеттинга.

​«На опасной земле» (1951)

Яркое художественное оформление подчёркивает атмосферу Юга и позволяет услышать музыку этих мест. А улицы города сильно отличаются от любого мегаполиса.

В нуарных фильмах Новый Орлеан чаще обходили стороной. Из кино об этом городе выделяются только ленты Элии Казана — «Паника на улицах» и «Трамвай „Желание“».

Последняя к нуару никак не относится, но именно её Новый Орлеан повлиял на «Блэксэд» сильнее всего.

​«Трамвай „Желание“» (1950)

А самый интересный с точки зрения сеттинга том — «Амарилло». Его история целиком разворачивается в южных штатах, а одним из местом действия стал цирк.

Весь выпуск представляет собой настоящий road-trip по городам США, и поэтому в нём самое большое разнообразие локаций за всю историю «Блэксэда».

Южная солнечная эстетика, очевидно, никак не относится к классическому нуару. Визуально пятый том почти целиком относит к другой классике 50-х — фильмам «Дикому» с Марлоном Брандо и «Величайшему шоу на Земле», а также роману «На дороге» Джека Керуака.

Зато благодаря этому тому становится окончательно ясно, что классический нуар может развиваться и в солнечный день. «Блэксэд» в целом не ставит большую границу между днём и ночью, так как жуткие события могут происходить всюду и всегда — вне зависимости от локации.

Произведение Каналеса и Гуарнидо, таким образом, переосмысляет классический нуар как явление. Этот жанр стоит выше любых визуальных условностей, и для мрачной атмосферы необязательно устраивать дождь в ночное время суток — нуару не страшны ни снег, ни палящее солнце.

Особенности сюжета

Нуар, конечно, не ограничивается персонажами и местом действия. Тут куда важнее сюжетные идеи и визуальные решения.

В этом плане «Блэксэд» стоит на одном уровне с лучшими представителями жанра, но выступает в более актуальном для нынешнего общества ключе.

Каналес и Гуарнидо не просто используют устоявшиеся штампы нуара, а идут новыми, неожиданными путями. Но своё видение жанра они начали показывать со второго выпуска, в то время как первый стал некой пробой пера.

И в визуальном плане этот выпуск мало чем отличается от типичных нуарных фильмов: освещение через жалюзи, обилие сигарет, узкие улочки и игра с тенями.

То, чем «Блэксэд» выделяется сразу — так это своим необычным подходом к изображению людей. Здесь не животные олицетворяют людей, а люди — животных.

Это значит, что каждый персонаж соответствует своему виду. Хорёк здесь — хитрый и пронырливый репортёр. Скользкие типы, не вызывающие доверия, — рептилии. Гориллы выступают на боксёрском ринге. А собаки всех видов, включая лис, исполняют роли служителей порядка.

И Джон Блэксэд, большой чёрный кот, выступает здесь как находчивый и удачливый детектив с чутьём на разгадку тайн. Ему без труда удаётся узнавать нужную информацию, а интуиция всегда подсказывает ему верный путь.

Смелость этой темы состоит в её актуальности. В нуарных фильмах расовые противоречия никак не раскрывались, потому что эта тема была непопулярна в Голливуде. Но с контекстом современности Каналес и Гуарнидо подняли острую тему для обсуждения, на которую закрывали глаза в 50-х.

В своём сюжете они вдохновлялись фильмом, который не относится к нуару — «Душной южной ночью» Нормана Джуисона. В нём главный герой-афроамериканец приезжает в южный город США для расследования убийства. В поселении он сталкивается с предрассудками местных жителей и в процессе узнаёт тайну, стоящую за этим преступлением.

​«Душной южной ночью» (1967)

Основу этого фильма Каналес и Гуарнидо перенесли в зимний период и снабдили историю неожиданным поворотом, который меняет взгляд на всё расследование.

Таким образом они не только привнесли в нуар расовый вопрос, но и сделали его центром всей истории. Подобного в истории классического нуара никогда не было.

Подобный концепт никогда бы не прошёл в эпоху классического нуара. Этот жанр всё же всегда был аполитичным и никогда не развивался за пределами маленьких расследований.

Личная трагедия Джона Блэкседа в этом томе сталкивается с куда большими проблемами. Можно даже сказать, что этот сюжет был проверкой классического нуара на прочность. Но аутентичность соблюдается даже здесь, несмотря на наличие столь большого количества посторонних элементов.

А том «Тихий ад», в свою очередь, этакое возвращение к истокам. Несмотря на яркий солнечный свет, сюжет в нём получился по-настоящему классическим.

В этой истории переплелись семейная трагедия, джаз, наркотики и политический заговор. Безгрешным здесь не ушёл практически никто, и концовка получилась истинно мрачной, нуарной.

Последний вышедший том под названием «Амарилло» же можно считать самым оригинальным. Он совсем не похож ни на один нуарный фильм и лишь ближе к концу показывает свою принадлежность к жанру.

В нём и в помине нет никакого расследования, а все несчастные случаи происходят по воле случайности. Путешествие Блэксэда через несколько штатов было нужно, кажется, чтобы в деталях показать, насколько разной бывает страна.

Кроме того, акцент в повествовании смещён с детектива на писателя Чада, который полностью меняет своё мировоззрение за 60 с лишним страниц.

Каналес и Гуарнидо не раскрывают, о чём будут следующие тома «Блэксэда». Но нет никаких сомнений, что они будут такими же оригинальными и смелыми, как и все их предыдущие работы.

Теги

Adblock
detector