От «Жизель» до «Спартака». 5 балетов, которые стыдно не знать

«Дон Кихот»

Сцена из балета «Дон-Кихот». Одна из первых постановок Мариуса ПетипаПремьера балета Л.Ф. Минкуса «Дон Кихот» в Большом театре. 1869 год. Из альбома архитектора Альберта КавосаСцены из балета «Дон-Кихот». Китри — Любовь Рославлева (в центре). Постановка А.А. Горского. Москва, Большой театр. 1900 год

Музыка Л. Минкуса, либретто М. Петипа. Первая постановка: Москва, Большой театр, 1869, хореография М. Петипа. Последующие постановки: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1871, хореография М. Петипа; Москва, Большой театр, 1900, Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1902, Москва, Большой театр, 1906, все — хореография А. Горского.

Балет «Дон Кихот» — полное жизни и ликования театральное представление, вечный праздник танца, которое никогда не утомляет взрослых и на которое родители с удовольствием ведут детей. Хотя он и называется именем героя знаменитого романа Сервантеса, но отталкивается от одного его эпизода, «Свадьбы Китерии и Базилио», и рассказывает о приключениях молодых героев, любовь которых в конце концов побеждает, невзирая на противодействие упрямого папаши героини, захотевшего выдать ее замуж за богатого Гамаша.

Так что Дон Кихот тут почти ни при чем. Весь спектакль высоченный худой артист в сопровождении низенького пузатенького коллеги, изображающего Санчо Пансу, расхаживает по сцене, порою мешая смотреть сочиненные Петипа и Горским прекрасные танцы. Балет, в сущности, является концертом в костюмах, праздником классического и характерного танца, где всем артистам любой балетной труппы находится дело.

Первая постановка балета состоялась в Москве, куда Петипа время от времени наезжал, дабы поднять уровень местной труппы, которую нельзя было сравнить с блистательной труппой Мариинского театра. Но в Москве дышалось посвободнее, так что балетмейстер, по существу, поставил балет-воспоминание о прекрасных годах молодости, проведенных в солнечной стране.

Балет имел успех, и два года спустя Петипа перенес его в Петербург, что вызвало необходимость переделок. Там характерными танцами интересовались гораздо меньше, чем чистой классикой. Петипа расширил «Дон Кихота» до пяти актов, сочинил «белый акт», так называемый «Сон Дон Кихота», настоящий рай для любителей балерин в пачках, обладательниц хорошеньких ножек. Количество амурчиков в «Сне» достигало пятидесяти двух…

До нас «Дон Кихот» дошел в переделке московского хореографа Александра Горского, который увлекался идеями Константина Станиславского и желал сделать старый балет более логичным и драматически убедительным. Горский разрушил симметричные композиции Петипа, отменил пачки в сцене «Сна» и настаивал на использовании смуглого грима у танцовщиц, изображающих испанок. Петипа обозвал его «свиньей», но уже в первой переделке Горского балет прошел на сцене Большого театра 225 раз.

«Щелкунчик»

Еще одно творение Чайковского впервые было предста

Еще одно творение Чайковского впервые было представлено в Мариинском театре Санкт-Петербурга в 1892 году. Балет вдохновлен сказкой Эрнста Гофмана, которую адаптировал Александр Дюма. Во время празднования Рождества юная Клара получает от своего дяди игрушку-щелкунчика. Ночью игрушка магическим образом превращается в принца.

Первым Щелкунчика изобразил русский балетмейстер Лев Иванов. Роль Щелкунчика также исполняли Джордж Баланчин, Рудольф Нуриев и Морис Бежар.

Ромео и Джульетта

История: Музыка ко всемирно известному балету была написана Сергеем Прокофьевым еще в 1935 году, но саму постановку зритель увидел через три года, причем не в Москве или Ленинграде, а в Чехии, в городе Брно. В Советском Союзе трагедию Шекспира показали только в 1940 году. В главной роли тогда блистала легендарная Уланова. Кстати, танцовщица (как и многие другие) не понимала музыку маэстро. После премьеры она произнесла шутливый тост: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». 

Сюжет: балет целиком и полностью совпадает с шекспировской трактовкой — влюбленные из враждующих семей в тайне от родных венчаются, но погибают по трагической случайности.

Читайте также: 

«Весна священная»

Великий русский композитор Игорь Стравинский извес

Великий русский композитор Игорь Стравинский известен своим оригинальным видением классического балета. Весна священная была представлена на сцене Театра Елисейских Полей в Париже в 1913 году. Балет ставил Вацлав Нижинский. Критики и зрители посчитали произведение слишком скандальным. Все из-за сцены жертвоприношения девушки и обряда празднования прихода весны. Подобное повергло любителей балета в шок. Последующей реакции не ожидал никто. Зрители свистели, кричали, Стравинский прятался за кулисами… Спустя время, гений Стравинского был признан. А Весна священная по сей день является настоящей легендой балетного искусства.

«Спартак»

Балет «Спартак». Спартак — А.Макаров, Нубиец (слева) — А.Сапогов. Постановка Л. ЯкобсонаМарис Лиепа в партии Красса в балете «Спартак». Фотография: Марис Лиепа в партии Красса в балете «Спартак». Фотография:

Музыка А. Хачатуряна, либретто Н. Волкова. Первая постановка: Государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Ленинград, хореография Л. Якобсона, 1956. Последующие постановки: Государственный академический Большой театр СССР, хореография И. Моисеева, 1958, хореография Ю. Григоровича, 1968.

Без «Спартака» понятие «советский балет» немыслимо. Это настоящий хит, символ эпохи. Советский период разрабатывал иные темы и образы, глубоко отличные от традиционного классического балета, унаследованного от Мариуса Петипа и Императорских театров Москвы и Петербурга. Волшебные сказки со счастливым концом были сданы в архив, и на смену им пришли героические сюжеты.

Теги

Adblock
detector