Профессия художник-мультипликатор (аниматор)

Что это за профессия — аниматор

Мультипликатор — важное звено в создании анимационных роликов. Профессия аниматора заключается в оживлении персонажей мультфильмов, компьютерных игр, рекламы или других проектов. Художник-аниматор приводит статичную картинку в движение, добавляет спецэффекты, наделяет героев мимикой, характером и чувствами. То есть стараниями аниматора персонаж становится одушевленным. Отсюда и название профессии: «анима» на латыни означает «душа».

Современная художественная анимация представлена двумя направлениями:

    1. 2D-анимация, где персонажа оживляют путем постепенного изменения картинки.
    2. 3D-анимация, которая предполагает создание подвижных трехмерных компьютерных проекций.

    Созданием анимационных роликов обычно занимаются творческие люди. Для них специальность аниматора — возможность реализовать свой потенциал. Профессия аниматор сегодня имеет много и других преимуществ.

    Возникновение профессии

    Мультипликация возникла задолго до появления фотографии или кино. Исследования ученых доказали, что первые мультипликационные картинки появились еще в доисторические времена, когда древние люди изображали на скалах сцены движения человека, моменты охоты на животных, различные предметы. Наскальная живопись считается основой современной мультипликации, появившейся в том виде, к которому мы привыкли, лишь в начале 20 века. Первобытные художники, создававшие живопись на скалах, как раз и были основателями профессии мультипликатора.

    Видео

    Обязанности на работе

    Процесс создания мультфильма проходит поэтапно. Сперва тщательно продумывается идея и разрабатываются образы персонажей. Потом начинается работа над эскизами. Если проект достаточно крупный, после этого ведется отбор художников и распределение задач между ними.

    Сегодня мультипликаторам серьезно помогают компьютерные программы. Они дают возможность значительно упростить и ускорить работу. Представитель этой профессии обязательно должен уметь пользоваться ими. Среди наиболее востребованных называют:

    • Cinema 4D;3D Studio Max;
    • Cinema 4D;
    • Softimage XSI;
    • Blender;
    • LightWave;
    • Maya.

    Даже если специалист отлично знает все перечисленные программы, поработать руками ему все равно придется. Ведь компьютер не может выполнять весь спектр задач на всех этапах создания мультфильма.

    Обязанности мультипликатора на подготовительном этапе выглядят так:

    • создание общей концепции, эскизов для каждого персонажа и декорации;
    • подбор команды художников (персонажиста, фоновщика, контуровщика, фазовщика и других) и согласование кандидатур с режиссером проекта;
    • организация и распределение труда между утвержденными специалистами;
    • контроль деятельности персонажистов и фоновщиков.

    На стадии производства мультипликатор:

    • организует процесс создания каждого персонажа и фона, а также детальной прорисовки и заливки;
    • прорабатывает движения (включая мимические);
    • занимается колорированием и раскадровкой;
    • анимирует ключевые и промежуточные фазы;
    • участвует в создании «чистовика» мультфильма.

    Перспектива

    Возможность карьерного роста присутствует как по конкретно одной выбранной специальности, так и по смежным с ней. При этом можно стать как руководителем проекта так и директором или владельцем мультипликационной студии. Нужно только усердно работать.

    Данная информация поможет вам, если вы решили стать художником-мультипликатором.

    Заработок в западных странах

    На Западе также многое зависит от специализации художника. Например, иллюстраторов нанимают многие солидные компании – скажем, Google, Apple One и другие. Как правило, там действует почасовая ставка. Например, Google платит таким специалистам более 122 долларов в час. При этом значение имеет стаж иллюстратора. Новички получают порядка 60 тысяч долларов в год, в то время как опытные художники могут зарабатывать 90 тысяч долларов в год и больше. Следует также отметить, что некоторые иллюстраторы выпускают свои арт-буки – доходы от их продажи тоже следует добавить к годовой сумме.

    Куда сдавать экзамены на аниматора-мультипликатора?

    Вот несколько вузов, куда можно сдавать экзамены на аниматора:

    • Московский политехнический государственный университет – факультет графики, дизайна и связей с общественностью.
    • Московский институт бизнеса и дизайна – факультет менеджмента и дизайна.
    • Московский государственный институт В.И. Сурикова – факультет живописи и графики.
    • Санкт-Петербургский университет технологий и дизайна – факультет менеджмента, графики и дизайна.
    • Санкт-Петербургский институт кино и телевидения – факультет режиссуры и кино.
    • Томский национальный университет – факультет прикладной графики.
    • Рязанский государственный университет – факультет дизайна и прикладных искусств.

    Описание профессии

    Представителей этой профессии делят по специализацХудожник-мультипликатор – это специалист, работа которого тесно связана с миром мультфильмов. Его основная задача заключается в рисовании движений персонажей и определении промежуточных фаз на экспозиционном листе.

    Представителей этой профессии делят по специализациям. Направление зависит, прежде всего, от технологии, выбранной для создания анимации, и масштабности проекта. Если мультфильм коротенький, с ним может справиться и один художник-аниматор. Для большого – нужна слаженная работа целой команды профессионалов. Каждый из них получает свою задачу.

    Технологически мультипликация бывает:

    • нарисованной;
    • кукольной (пластилиновой);
    • трехмерной графикой.

    Рисованный мультфильм (особенно продолжительный по времени) предполагает работу команды. Ее членами являются:

    • Постановщик. Это главный художник, который занимается разработкой общего стиля. Он тесно сотрудничает с режиссером и руководит творческим процессом.
    • Персонажист. Его задача – создание образов героев мультфильма, а также проработка их взаимодействий.
    • Фоновщик (его еще называют декоратором или мультипликатором заднего плана). В его обязанности входит создание панорамных видов, интерьеров – словом, антуража, в котором происходят события.
    • Контуровщик. Переносит рисунок с бумаги на специальную пленку.
    • Фазовщик. Занимается созданием промежуточных фаз действий персонажа с учетом характера его движений.
    • Прорисовщик. Делает «чистовик» рисунка, кропотливо прорисовывая детали того образа, который предложил главный художник.
    • Мультипликатор спецэффектов. Задание этого специалиста состоит в воссоздании необходимых по сюжету природных явлений (например, дождя, радуги, снега) и разнообразных эффектов, предусмотренных в сценарии.

    Экономия и накопления

    Я не экономлю специально, но стараюсь придерживаться принципов минималистического потребления. Мне кажется, меня так воспитали: мама любит экономить, но она никогда не говорила, что мы чего-то не можем себе позволить, а всегда объясняла, почему этот предмет или продукт нам не нужен. При таком подходе ты от чего-то отказываешься осознанно и с пользой для себя.

    Я предпочитаю долго обдумывать каждую покупку, искать варианты и в итоге часто прихожу к выводу, что обойдусь без этого. К тому же каждой вещи нужно место и уход, все это отнимает время, пылится, захламляет пространство. Поэтому я покупаю что-либо, только если оно мне очень нужно или очень нравится.

    Мне трудно отказаться от покупок карандашей и блокнотов в художественном магазине. Еще обязательная статья расходов для людей моей специальности — это хороший компьютер с качественным монитором и графический планшет. Дома у меня 27-дюймовый Аймак, купила его в 2016 году на «Авито» тысяч за 60—70. Планшет-экран Wacom Cintiq 13 дюймов тоже взяла с рук за 35 тысяч, новый стоит около 70. Еще у меня есть планшет для поездок, тоже с функцией рисования — Surface Pro3. Его я купила новым где-то за 50 тысяч.

    Каждый месяц 30 тысяч автоматически переводятся с моей зарплатной карты на депозит.

    Для лишних денег у меня есть счет в евро. Еще я пользуюсь тревел-картой, на ней хорошо накапливаются мили. Мы стараемся много путешествовать, раза четыре в год ездим за границу, много денег уходит на билеты и отели. В молодости я часто ходила в походы, поэтому неприхотлива к условиям, главное — это впечатления.

    В основном путешествуем по Европе, но были и в Японии. Ездили туда на 12 дней во время цветения сакуры и потратили по 150 000 рублей на каждого. Самым дорогим в этом путешествии был проезд по самой Японии и жилье, а самым дешевым и очень вкусным — еда. К сожалению, нам не удалось попасть в музей моего вдохновителя Миядзаки, билеты туда раскупают молниеносно. Придется ехать снова.

    Мультипликаторы нашей страны

    Не менее замечателен вклад русского режиссёра Владислава Александровича Старевича, открывшего новый вид анимации – кукольную. Произошло это в 1912 году, когда он, снимая фильм о насекомых, использовал их покадровую съёмку.

      В. А. Старевич

    В нашей стране, безусловно, самым известным мультипликатором считают Вячеслава Михайловича Котёночкина. Он является режиссёром таких известных мультфильмов как «Ну, погоди!», «Лягушка-путешественница» и «Котёнок с улицы Лизюкова», а также аниматором и художником десятков других советских и российских мультфильмов, снятых главным образом по различным сказкам.

      В. М. Котёночкин

    Известные вузы

    На аниматоров готовят известные вузы, расположенные в крупных городах страны. Здесь есть все для получения качественного образования — опытные преподаватели, научная, практическая и материальная база. Престижным считается поступить в такие заведения:

     московский академический художественный институт

    • московский академический художественный институт им. Сурикова;
    • московская академия им. Строганова;
    • московский ВГИК им. Герасимова;
    • государственный институт культуры и телевидения в Санкт-Петербурге;
    • рязанский радиотехнический университет;
    • киноколледж № 40 «Московская международная киношкола»;
    • школа-студия «ШАР»
    • школа RealTime ;
    • институт кино и телевидения ГИТР (художественный факультет);
    • тюменский институт культуры;
    • музыкально-педагогический колледж в Омске.

    При подаче заявления в вуз следует знать, что сдавать на мультипликатора. Кроме обязательных экзаменов, необходим ЕГЭ по предмету «Литература». Кроме того, при поступлении ребята участвуют в творческом конкурсе, результаты которого влияют на зачисление.

    Плюсы и минусы профессии

    Плюсы

    • интересная творческая работа
    • возможность реализации таланта
    • высокая оплата труда в крупных проектах
    • востребованность профессии
    • спокойная обстановка.

    Минусы

    • некоторые задачи могут показаться монотонными и однообразными;
    • работа сидячая.

    Важные качества

    Как и ко всем профессиям, к этой есть ряд своих личностных качеств и умений, которыми обязан обладать человек. Среди них:

    • Воображение, фантазия, пространственное мышление.
    • Понимание физики, динамики движения предметов и людей.
    • Хорошая наблюдательность.
    • Глазомер.
    • Умение ухватить суть характера героя, умение рисовать карикатуры.
    • Художественный вкус и чувство стиля.
    • Актерские умения.
    • Ответственность, терпеливость, усидчивость.
    • Позитивное мышление.
    • Целеустремленность и одержимость выполнением своего проекта.
    • Высокая работоспособность.
    • Общительность, умение находить общий язык.

    Уровень заработной платы

    То, сколько зарабатывают мультипликаторы, во многом зависит от опыта, уровня мастерства и компетенций. На первых порах найти достойное место в мультипликационной индустрии непросто. Однако современный мир предлагает фриланс — удаленную работу, способную обеспечить работящего художника достойным заработком. Средний уровень зарплат специалистов в России по регионам составляет 40−75 тыс. р.

    Наибольшее количество вакансий открыто в Москве и области. Однако их недостаточно, чтобы удовлетворить всех желающих, и это свидетельствует, что мультипликаторы дорожат своим местом. В других государствах наблюдается следующая тенденция по заработку:

    1. Украина. В этой стране анимация развита более 85 лет. Успешными работами славятся Одесская и Киевская киностудии, где подготовили не одно поколение высококлассных специалистов. В настоящее время средний заработок составляет 11 тыс. грн (430 долларов). На больший оклад можно рассчитывать в киевских частных компаниях.
    2. Беларусь. Специалистам следует искать работу в Минске, Гомеле и Витебске. Предпочтения здесь отдают аниматорам с опытом, который можно получить в редакционных изданиях. Оклад мультипликатора — около 420 долларов.
    3. Казахстан. Крупные анимационные центры находятся в Караганде, Алма-Ате, Нур-Султан (Астане). Зарплата опытных мультипликаторов — 260−830 долларов (в зависимости от рода деятельности и места работы).
    4. США. Профессиональные мультипликаторы получают в стране больших возможностей 4−5 тыс. долл в месяц. Специалисты обязаны получить соответствующее образование и подтвердить квалификацию. Заработок на уровне 5−16 тыс. долларов гарантирован работникам студии Walt Disney, Warner Brothers Cartoons, Pixar. Зарплата 3D-аниматора доходит до 50 тыс. долл.
    5. Германия. В этой стране хороший специалист не останется без работы и сможет выбрать место, которое наиболее устраивает по графику и материальному вознаграждению. Оно составляет в месяц не менее 4700 евро.
    6. Япония. В этой стране аниматор — престижная и популярная профессия. Однако вознаграждение составляет около 12 тыс. долларов в год. Большое количество анимационных студий создает условия жесткой конкуренции, а специалистам приходится работать по 10−12 часов в сутки.

    Первые мультипликаторы

    Многое сделал для развития мультфильмов первый в мире мультипликатор Эмиль Рено. Он не только создал технологию изготовления мультипликационных фильмов и аппарат для их показа, но использовал звуковое сопровождение.

      Эмиль Рено

    Революционером мультипликации можно считать знаменитого Уолта Диснея, который сначала в 1928 году создал первый мультфильм со звуком, а через 9 лет благодаря его усилиям появился и первый цветной мультфильм «Белоснежка и семь гномов». В дальнейшем студия Уолта Диснея и его мультфильмы стали самыми известными в мире.

    Теодор Гейзел, более известен как . Он был не только мультипликатором, но и автором знаменитого обучающего американского мультфильма «Кот в шляпе». Уникальность произведения заключалась в использовании писателем в сценарии всего лишь 220 слов, по мнению заказчика мультфильма, необходимых для детей определённого возраста.

    Особенности получения профессии

    Самым престижным учебным заведением в стране для получения профессии мультипликатора считается ВГИК, в котором конкурс на одно место может доходить до 30–40 человек. Однако есть возможность обойтись и без высшего образования – получить профессию можно, окончив лицей кинематографии №133 или прослушав краткосрочные курсы по компьютерной анимации и моделированию.

    Рабочий день

    У нас восьмичасовой рабочий день. Я прихожу в офис до 12 — почему-то во всех известных мне студиях работа начинается именно с полудня. Хотя есть и редкие аниматоры-жаворонки, которые приходят в 10 и уходят тоже раньше остальных.

    В офисе обычно тихо: все сидят за компьютерами в наушниках и рисуют. Иногда что-то обсуждают — например, киноновинки. Если никто не против, можно поставить саундтрек из нашего фильма.

    Для работы мы используем графические планшеты. На них рисуешь стилусом, как на бумаге, а изображение появляется на компьютере.

    Получив техническое задание, делаешь наброски, отдаешь режиссеру, потом отрисовываешь сцену до финального вида — аккуратно и со всеми деталями, добавляешь движения волос и одежды.

    Нужно учитывать характер героя, его место в фильме — главный он или второстепенный, положительный или отрицательный. Например, в нашем мультфильме «Огонек-огниво» я часто работала над сценами с Благородной королевой и ее преданным слугой. Королева — злодейка и жертва обстоятельств, и я старалась, чтобы ее движения были скупыми и точными. А слугу, наоборот, сделала мягким, чувствительным и милым, но с активной и даже комедийной жестикуляцией — для контраста.

    Так зритель сразу понимает, кто есть кто.

    Мы не всегда отрисовываем сцены по порядку, после их нужно расставить по местам. Несколько раз в неделю проводится просмотр текущего материала, чтобы все были в курсе, кто что сейчас делает.

    Сейчас в «Огоньке-огниве» около 8 минут моей анимации. В среднем в классической рисованной анимации диснеевского типа за день удается сделать всего одну секунду мультфильма.

    После 19:30 заканчиваю работать, час еду на МЦК, иду через парк и только около 21:00 наконец захожу в квартиру, очень уставшая и голодная.

    Как стать аниматором

    Высшее образование в сфере анимации можно получить во ВГИКе, на факультете анимации и мультимедиа. Там готовят режиссёров и художников анимации, есть бюджетные и платные места.

    Экзамены для поступления:

    • русский язык (ЕГЭ);
    • литература (ЕГЭ);
    • творческое испытание (композиция);
    • профессиональное испытание (живопись + рисунок);
    • собеседование.

    Аниматоров готовит также «Театральный художественно-технический колледж» в Москве. Поступать можно на базе 9 и 11 классов, вступительные испытания при поступлении на отделение анимации — «Рисунок«и «Раскадровка».

    Однако в наше время не обязательно идти в официальное учебное заведение, чтобы выучиться на аниматора. Существует множество дистанционных школ анимации. Они, как правило, платные, но обучение на аниматора очень быстро окупается, если не просто выучиться, а остаться в профессии. Зарплата аниматора-стажёра в России — от 40 тысяч рублей, а опытный специалист может зарабатывать 100 тысяч и больше.

    Преимущества онлайн-школы:

    • подготовка специалистов «с нуля»;
    • актуальные знания, востребованные в индустрии прямо сейчас;
    • создание портфолио.

    Когда аниматора принимают работать на студию, даже если это студия Disney, смотрят не на диплом, а исключительно на портфолио, то есть на работы, которые аниматор уже делал и может продемонстрировать.

    Дистанционные школы как раз и позволяют собрать впечатляющее портфолио. Во время обучения выдаются задания, студент выполняет их вместе с преподавателем-ментором. Ментор помогает сделать работу качественно, указывает на ошибки. Онлайн-школы также проводят стажировки на студиях, где у студентов есть возможность попробовать себя в реальной работе. Им выдают «боевые сцены» прямо с производства, и те, кто хорошо справляется, имеют все шансы попасть в проект и в титры.

    Аниматоры сейчас настолько востребованы, что студентов разбирают на работу сразу после окончания дистанционной школы анимации.

    Уровни мастерства икарьера

    Главные навыки аниматора — умение передавать движение тела и мимику персонажа.

    Передавать движение проще. Научившись хорошо рисовать движение, аниматор уже может создавать работы, например, для компьютерных игр, где персонажи просто бегают и прыгают, совершают какие-то действия, но не общаются.

    Чтобы работать над созданием мультфильмов и фильмов, нужно научиться делать мимику, липсинк — движение губ персонажа, показать актёрскую игру, сделать его интересным, смешным. Это следующий уровень мастерства.

    По опыту нашей школы анимации, самый быстрый срок освоения профессии с нуля до начала работы в студии — 6 месяцев. Сейчас этот срок увеличивается: аниматоров становится больше, растёт конкуренция, студиям требуются специалисты более высокого уровня. Многие наши выпускники возвращаются к нам, чтобы освоить новые навыки.

    После школы анимации студент становится аниматором-стажёром. Через несколько лет работы в разных студиях и разных проектах он нарабатывает опыт и превращается в хорошего специалиста среднего уровня. Если он становится востребованным, его приглашают на работу и стараются удержать — значит, он стал аниматором-профессионалом.

    Внутри студий анимации — своя карьерная лестница, от техник-аниматора до главного аниматора, который отвечает за весь проект.

    Многие аниматоры, получив образование в России, достигают здесь своего «потолка», не только зарплатного, но и творческого. Поэтому они уезжают работать за границу — в США, Канаду, Вьетнам и другие страны.

    Теги

    Adblock
    detector