Значение слова ВЕСТЕРН. Что такое ВЕСТЕРН?

Энциклопедический словарь

вестерн

(от англ. western — западный), жанр американского кино, получивший распространение также за пределами США. Сюжет вестерна черпается, как правило, из истории освоения дальнего Запада. Термин «вестерн» употребляется также применительно к американской литературе приключенческого жанра с аналогичными сюжетами.

Особенности жанра вестерн

Что такое вестерн? Какие особенности этого жанра? Классическое понятие вестерна вывел и раскрыл перед зрителем Клинт Иствуд, многогранный актер и не менее талантливый режиссер. Благодаря тонкому чутью и умению завлекать публику, Иствуд стал настоящим героем из мира ковбоев и индейских общин для многих кино- и телезрителей.

Про вестерн сейчас говорят многие. Этот жанр кино нашел своего зрителя. Отличить настоящий вестерн от современных вариаций на эту тематику довольно просто, ведь многие из них не включают в себя самые важные характеристики жанра:

  1. Место дислокации всех главных героев — это, естественно, Техас (в последние годы многие кинорежиссеры допускают вольности относительно эпицентра событий).
  2. Началом событий являются разбойные выходки самого злобного из местных бандитов, который держит в страхе всю округу городка.
  3. В большинстве случаев шериф не отличается особым геройством или силой духа, сам подчиняется указаниям бандитов и не ведет против них законных действий.
  4. Настоящим героем является простой парень из народа, зачастую одиночка и молчун, который храбро выступает против бандитской своры и спасает самую красивую леди из местных жителей.
  5. В урагане разборок и погонь всегда появляются охотники за головами, которые одержимы жаждой наживы.
  6. После водоворота геройских событий звезда местного шерифа (живого или мертвого) переходит в руки главного героя.

Во всех кинолентах, посвященных ковбоям, динамика сюжета полностью зависит от количества и мастерства съемок сцен со стрельбой. Оружие данной эпохи отличалось особой эффектностью: порох вылетал с характерным басовитым звуком, и струйки дыма живописно окутывали стрелка.

Видео

Лучшие вестерны: названия, список

Чтобы проникнуться атмосферой таинственного и опасного Техаса, стоит пересмотреть десятку лучших картин на эту тему:

  1. «Дикая банда» 1969 года выпуска. В центре сложного сюжета — закат целой эпохи Дикого Запада. Территория страны окутана тенью Первой мировой войны. Традиции и законы ковбоев и головорезов постепенно стираются из памяти населения, уступая место более насущным вопросам. Банда из 6 опытных, но не молодых уже грабителей решает провернуть последнее решающее «дельце», после которого повторит судьбу всего Дикого Запада…
  2. Не менее успешная премьера 1969 года «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», которая повествует о двух напарниках и верных товарищах из бандитского общества «Дырка в стене». Благодаря гибкому уму Буча и безоговорочной верности Сандэса им удается дважды ограбить поезд, транспортирующий запасы денег по стране. Главари банды объявлены в розыск, руководить поимкой приказано супер-ищейке страны Балтимору. Чтобы скрыться из поля видимости следопыта, двое бандитов решают сбежать в Боливию…
  3. Более ранняя версия от Фреда Зиннеммана под названием «Ровно в полдень» расскажет историю внутреннего перевоплощения. Уилл мечтает пустить корни вместе с супругой Эмили в одном из стабильных городков. Но бывший осужденный Миллер возвращается в родной для Уилла город, что отомстить каждому, кто допустил его арест. Первым делом Уилл решает сбежать в близлежащие прерии вместе с женой и товарищами, но на половине пути осознает необходимость исправить прошлые ошибки и спасти горожан от смерти.
  4. «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» от великолепного Джона Форда. Центральная линия сюжета — жизнь сенатора Стоддарда, имя которого у всех на слуху. Однажды политик появляется в одном из старых городов Дикого Запада — Шибоне, чтобы почтить память доброго товарища Тома. Местный журналист решается расспросить сенатора о причине приезда и получает взамен невероятный материал — историю о победе над диким бандитом Либерти Вэлансе.
  5. «На несколько долларов больше» от Сергио Леоне. Картина освещает события из жизни охотника за головами (Человека без имени) и отчаянного полковника местной полиции Мортимера. Непростой дуэт образовался на фоне общего стремления поймать мексиканца Индиго, который терроризирует Дикий Запад. Власти штата предлагают охотникам приличные деньги за каждого пойманного злодея, а за банду Индиго каждый получит на несколько долларов больше.
  6. «За пригоршню долларов» рассказывает о жизни пригородного населенного пункта Сан-Мигеля, который за несколько лет превратился в арену для двух крупнейших банд Дикого Запада. Приезжий бродяга-стрелок решает вмешаться в установленный ритм жизни и спасти местных от нападок головорезов.
  7. «Искатели» (1956). Эпоха Дикого Запада была непростой. Там царили свои законы и обычаи, которые многих людей загоняли в немыслимые ситуации, лишая малейшего права поступать по принципам человечности. Итан Эдвардс потерял собственную племянницу — девушку похитили злобные команчи. Пять лет неустанных поисков и пребывания в постоянном одиночестве наставляют бывшего солдата армии конфедератов на истинный путь.
  8. «Поезд на Юму» (2007) — современное виденье войны между бандитами и стрелками из мелких городишек. Главаря местной шайки Бэна Уэйда жители желают отправить по железным путям в охраняемый форт Юму, и решиться на сопровождение такого опасного бандита смог только Дэн Эванс, бывший ветеран страшной Гражданской войны, но на первом же месте ночевки на Эванса и Уэйда нападают разбойники.
  9. «Однажды на Диком Западе» (1969) — рассказывает историю несчастной вдовы, земли которой запали в душу местному дельцу. Заполучив территорию, вымогатель сможет построить железную дорогу и рассчитывать на весомую прибыль впоследствии. Спасти вдову решилась неоднозначная парочка: бандит Шайен и таинственный бродяга.
  10. Лидером среди кинофильмов жанра вестерн является картина «Хороший, плохой, злой» (1967), которая приоткрывает завесу тайны над Диким Западом в период Гражданской войны. Троица отважных мужчин решает отыскать утерянное золото, но разруха в стране и постоянные боевые действия лишают героев единственного способа получать информацию — доверия к окружающим.

Десятка лучших продуктов кинематографа не только скрасит пару часов свободного времени, но и подарит безграничное количество положительных эмоций от просмотра транслируемых кадров.

Писатели

Другие

Литература [ править]

Наиболее известны два имени: Зейн Грей и Луис Ламур. Грей считается одним из отцов-основателей жанра, его роман «Всадники багряной полыни» считается самым популярным вестерном всех времен и был экранизирован пять раз. Луис Ламур принадлежит к младшему поколению (его романы начали выходить уже после Второй Мировой), которое скорей «закрыло» эпоху вестернов, чем открыло ее, и одних только романов он написал 100 штук, из них 89 — вестерны. Он отличался большим талантом, чем его литературные предшественники (хотя некоторые считают, что Макс Брэнд всё равно непревзойдёнен), и оказал влияние на множество известных писателей, обожавших его книги с детства. Также стоит упомянуть Кларенса Малфорда с его историями про Хопалонга Кэссиди и Макса Брэнда, которого еще называют «Шекспиром вестерна» за накал страстей (урождённый Фредерик Шиллер Фауст. Количество написанных им вестернов не поддаётся подсчёту. Их точно больше, чем 300).

Отличные вестерны писал Ларри Макмёртри, начинавший на одном семинаре с Питером Биглем и Кеном Кизи. Но в 2005 году он получил «Оскара» за лучший сценарий к «Горбатой горе» и с тех пор в нашем городке ему лучше не появляться.

Также к вестернам можено отнести некоторые произведения Т. Майн Рида, например знаменитый роман «Всадник без головы». И внезапно у Александра Грина есть не только море, но и континентальный фронтир с фермерами-колонистами, золотоискателями и людьми вне закона («Колония Ланфиер», «Трагедия плоскогорья Суан»).

Классический вестерн

В начале XX века вестерн был своего рода дойной коровой американской киноиндустрии: приключенческие фильмы о Диком Западе зрителям нравились, соответственно, владельцы кинотеатров с радостью брали их в прокат, а студии снимали. Много снимали. Количество, как это обычно и бывает в подобных случаях, вытеснило качество на второй план. Так в Америке появились вестерны категории B.

В ранних вестернах хорошие парни носили белые шляпы и защищали слабых жителей небольших городов от бандитов в чёрных шляпах или диких индейцев

Производились такие фильмы быстро, на дешёвых студиях, с небольшим бюджетом, часто в них использовались одни и те же кадры, было много сцен с погонями и драками и отсутствовала оригинальность сюжета. Протагонистом в этих вестернах был идеальный мужчина, который не пил, не курил, не врал, не матерился и не играл в азартные игры.

Главные герои вестернов категории B сразу становились знаменитостями: их, как и фильмов, было много, но самыми знаковыми можно назвать Тома Микса — его даже звали «первая суперзвезда вестерна» — и Гилберта Андерсона, также известного как «Брончо Билли».

Обилие B-вестернов не означало, что качественных фильмов не было совсем, просто снимали их значительно меньше. Знаковой фигурой в хорошем раннем вестерне был Уильям С. Харт — режиссёр, актёр и сценарист, который с 1914 по 1925 годы снял 50 фильмов и сыграл в 70.

В отличие от низкосортных вестернов, его картины были смелыми и реалистичными, экшен в них уходил на второй план, а протагонист был не исключительно положительным героем, а, напротив, плохим парнем, зато с добрым сердцем и стремлением исправиться. Формула вестернов Харта работала на ура, и его фильмы собирали самую большую по тем временам кассу.

Ещё один ключевой для вестерна режиссёр, начавший снимать фильмы в эпоху немого кино — Джон Форд. Он создал 12 немых вестернов, самый значимый из которых — «Железный конь» — рассказывает историю строительства Трансконтинентальной железной дороги в 1860-х.

Производство фильма было масштабным: на съёмки потратили 280 тысяч долларов, а участвовали в них пять тысяч человек. На Форда постоянно давили сверху, просили закончить фильм быстрее. Не смотря на спешку, ему всё же удалось сделать хороший вестерн, который получился коммерчески успешным и завоевал любовь зрителей.

Кадр из фильма «Железный конь» (1924)

Следующий этап развития — разговорное кино — вновь начался с доминирования вестернов категории B, которые в 1930-е эволюционировали в фильмы о поющих ковбоях. В-вестерны всё ещё оставались низкобюджетными и беззаботными, в них отсутствовало насилие, а герои были максимально стандартизированными.

Первый музыкальный вестерн —«Луна Монтаны» (Montana Moon; 1930)

Киноковбой в этот период к своим классическим навыкам езды на лошади и владению огнестрельным оружием добавляет талант певца. После этого нововведения в вестернах появляется много новых звёзд: Текс Риттер, Боб Бэйкер, Эдди Дин, Рекс Аллен, Уильям Бойд и даже темнокожий поющий ковбой Херб Джеффрис.

Херб Джеффрис — первая звезда «цветных» вестернов, которые начали снимать в 1937 году с целью напомнить зрителям, что ковбоями были не только белые мужчины

Самым успешным из поющих звёзд вестерна был «Король ковбоев» Джин Отри. Вокруг него образовалась целая армия поклонников, которые хотели походить на своего кумира во всём. Поэтому Отри создал собственный «Кодекс ковбоя», состоящий из 10 заповедей:

  • Ковбой никогда не должен стрелять первым, нападать на более слабого и пользоваться незаслуженным преимуществом.
  • Ковбой не обманет чужого доверия.
  • Всегда обязан говорить правду.
  • Добр с детьми, стариками и животными.
  • Лишён расовых и религиозных предрассудков.
  • Обязан помочь каждому, кто попал в беду.
  • Ковбой — хороший работник.
  • Ковбой сохраняет чистоту мыслей, слов, действий и внешности.
  • Уважает женщин, родителей и законы своей страны.
  • Ковбой — патриот.

Джин Отри в фильме «Большое шоу» (The Big Show; 1936)

С вестернов категории B свою карьеру начал и Джон Уэйн — самый известный ковбой классической эры вестерна. В низкокачественных фильмах он снимался девять лет, после чего попал в культовый фильм Джона Форда «Дилижанс». Эта работа режиссёра включала в себя многих знаковых для вестерна персонажей: пьющий доктор, невинная домохозяйка, проститутка с золотым сердцем, благородный преступник, южанин-игрок в азартные игры.

В фильме также есть бандиты, грабители, салун, нападения индейцев и погони на лошадях. В общем, «Дилижанс» — такая квинтэссенция всего того, что кинематографисты успели наработать в жанре вестерна к началу 40-х. Несмотря на присутствующий в нём набор стандартов, «Дилижанс» — очень смелый и свежий фильм. В нём Форд впервые поднимает одну из фундаментальных тем вестерна — возникновение цивилизации на фоне хаоса, творящегося на Диком Западе.

«Дилижанс» (1939) — первый фильм, который снимался в Долине монументов — одной из самых популярных локаций в вестернах

После «Дилижанса» в прокат вышло много качественных вестернов: «Додж-Сити», «Вирджиния-Сити», «Дорога на Санта-Фе», «Зов крови», «Дестри снова в седле» и другие. Жанр вестерна пользовался популярностью по всему миру, и кинематографисты в некоторых странах даже начали создавать свои собственные версии.

Первыми на истинно американский жанр посягнули мексиканцы. Их версия называлась шарро-вестерн. Шарро — традиционный мексиканский наездник и, собственно, главный герой подобных фильмов. В мексиканских вестернах часто присутствовали музыкальные вставки, а главной темой была жизнь в мексиканских сёлах.

Кадр из фильма «На небольшом ранчо» (1936)

Одновременно с мексиканцами переосмыслить жанр вестерна взялись австралийцы: их версия называлась «кенгуру» или «мясной пирог». К вестернам такие фильмы, по большому счёту, причисляли только из-за внешнего сходства и способа рассказа истории. Само действие фильмов происходило не в Америке, а непосредственно в Австралии.

Кадр из фильма «Долина гнева» (1939)

В США в это время некоторые режиссёры пытались посмотреть на жанр вестерна по-новому. Так появилась вестерн-комедия («Дестри снова в седле») и секс-вестерн. Примера последних известно всего два:

  • «Вне закона» (1943). Прославился крупными планами декольте Джейн Рассел и слишком откровенным для того времени сценарием, из-за чего дату его релиза дважды переносили.
  • «Дуэль под солнцем» (1946). История любовного треугольника между главной героиней и двумя её кузенами. Перед прокатом из фильма пришлось вырезать девять минут хронометража.

Избавление о белогвардейцев и конец истерна

Если истерны приносят деньги, нужно снимать как можно больше – так решили чиновники Госкино в конце 1970-х. Жанр менялся и все сильнее приближался к классическом Голливуду в худшем его проявлении. Пропала глубина, остались лишь расчет и коммерция. Первым делом избавились от белогвардейцев – слишком многие им сочувствовали, на их месте появились бандиты. Огромное количество подобных фильмов появилось в 80-х.

«Снимать эти фильмы приходили режиссеры малоталантливые, и они начинали лепить, – объясняет Шпагин. – И возникала такая серятина, которая уже тогда не особо здорово смотрелась, но определенный успех имела, потому что всегда на любой экшн зритель идет. Запомнились эти картины в большинстве своем? Нет».

Режиссер Самвел Гаспаров и прежде специализировался на фильмах про хороших «красных» и плохих «белых». «Шестой» – лучший истерн в его карьере, коммерчески вполне успешный, но критики были к нему беспощадны.

«Виктор Демин, один из лучших наших критиков, пишет статью про фильм «Шестой», которая является, наверное, шедевром гнобления. После такой статьи хочется повеситься, наверное, режиссеру, потому что Демин камня на камне не оставляет от этой картины. Хотя на самом деле поддержать бы нужно, потому что посреди серой волны истернов появился один действительно хорошо сделанный, коммерческий крепкий, яркий, смотрибельный истерн. Нет! Чем более фильм коммерческий, тем более накатывает критика», – рассказывает Александр Шпагин.

Голливудские вестерны почти всегда только развлекали, советские истерны еще и воспитывали. Но грянула «перестройка», а главные персонажи и основные сюжеты истернов были переосмыслены. Красноармейцы и чекисты – вроде не совсем герои, а белогвардейцы и басмачи – вроде и не совсем злодеи. Без четкого разделения на добро и зло жанр истерн существовать не смог и почти исчез с экранов.

Смотрите программу «Рожденные в СССР» на телеканале «МИР».

Теги

Adblock
detector