Теплые и холодные цвета таблица

Физика цвета

Главный цветоприниматель человеческого организма – сетчатка глаза. Чтобы глаз увидел какой-либо предмет и его цвет, свет сначала должен упасть на этот предмет, отразиться от него, а затем попасть на сетчатку. Люди видят предметы, потому что они отражают свет, и различают цвета этих предметов в зависимости от характеристик их поверхности: какие лучи она поглощает, а какие отражает, отдавая сетчатке на анализ. Свет, поглощенный предметом, глаз увидеть не может.

rarr; Хроматический круг: дополняющие цвета

Дополняющие цвета – это пара тонов, расположенных в круге напротив друг друга. Получить пару цветов можно, проведя прямую линию через центр круга. Получаем желтый + фиолетовый, синий + оранжевый, зеленый + красный. 

Создаем баланс цвета

Слияние цветов с ахроматическими (черный, серый, белый), дает градацию температур конечного цвета, меняет оттенки, тона и добавляет тени. Так в фотографии существует понятие «баланс белого», которое влияет на освещенность и итоговое качество снимка.

Нейтральный белый может разбавлять холодные или теплые цвета. Если в оранжевый добавить белого получим немного более холодный оранжевый. При этом, белый не обладает магией, способной сделать из теплого холодный цвет, только приближает к нейтральным. По такому же принципу происходит градация цвета, лишающегося температурной насыщенности при добавлении черного.

В интерьерах практически невозможно увидеть чистые спектральные цвета, их «приглушают» серым, затеняют черным или осветляют белым. Ну и конечно, используют многокомпонентные смеси хроматических цветов.

    

Тёплые и холодные тона в оформлении помещений

Существует огромное количество оттенков, в сочетании с которыми тёплые тона плавно переходят в холодную гамму и наоборот. Правильный их выбор сделает интерьер гармоничным и уютным.

Холодные оттенки красного в интерьере

Несмотря на то, что красный цвет относится к тёплой палитре, в линейке его оттенков находится и холодная гамма. Можно выделить несколько подгрупп:

  • светлый красный с розовым оттенком;
  • холодный вишнёвый и розово-бордовый;
  • насыщенный рубин;
  • тёмно-бордовый пурпурный.

Если обобщить, то к холодным относятся светлые оттенки, а также насыщенные красные с примесью чёрного и синего. Интерьер смотрится намного выигрышнее, если в нём присутствуют и тёплые, и холодные тона, без контрастных выделений. Линии должны плавно перетекать из одной формы в другую, они придают пространству объём.

Тёплые и холодные оттенки красного

Самый тёплый синий цвет, переходящий в оттенок морской волны

Психологами доказано, что применение синего в интерьере снимает нервное напряжение и усталость. Кроме того, он благотворно влияет на сон. Поэтому его часто используют в спальнях, зонах отдыха и рабочих кабинетах. Выразительные оттенки намекают на благополучие владельцев и тонкий вкус. Чем глубже цвет, тем больше проявляются все эти качества.

Однако, в единственном виде синий может вызывать тоску или грусть, поэтому его рекомендуют разбавлять тёплыми оттенками. Более гармоничное сочетание проявляется при добавлении зелёного. Этот цвет называется чирок или оттенок морских пейзажей.

Палитра синего

Все оттенки белого и тёплого серого цветов

Белый – это универсальный цвет. Он сочетается с абсолютно любыми оттенками и подходит для разных стилей. В качестве самостоятельного тона придаёт обстановке ощущение воздушности и невероятного простора. В сочетании с тёплой гаммой белый цвет задаёт такой же мягкий фон, а с холодными – будет освежать интерьер.

Коллекция от Benjamin Moore насчитывает более 140 тонов белого. Она организована по оттенкам, поэтому всегда можно подобрать холодный цвет с голубым, зелёным или серым отливом, либо тёплую палитру.

Оттенки белого цвета

Невероятное количество серых оттенков позволяет создать интерьер как в тёплой гамме, так и в холодной с лиловым отливом, а также с тёплым или холодным розовым цветом. Не нужно бояться экспериментировать, главное правильно подобрать свою композицию. Он подойдёт для классических и ретро стилей, а также для ультрасовременных дизайнов.

Все тёплые и холодные оттенки зелёного цвета

Степень теплоты или холодности зелёного цвета зависит от количества в нём жёлтого, синего и красного полутонов. Кроме того, в нём присутствуют ещё чёрный, серый и белый оттенки, которые также влияют на температуру цвета. Это самая благоприятная гамма для нашей психики и визуального восприятия.

К холодному зелёному цвету относят следующие оттенки:

  • зелень воды;
  • ментол;
  • нефрит;
  • светло-серо-зелёный;
  • мята;
  • полынь;
  • патина;
  • изумруд;
  • малахит.

Тёплая гамма более разнообразна. Все оттенки можно объединить в три группы:

  • жёлто-зелёная палитра;
  • цвет зелени;
  • оливковая гамма.

Тёплая палитра начинается от светлых полутонов и заканчивается яркой гаммой.

Палитра зелёного цвета

Как мы различаем цвета

Сетчатка образована светочувствительными клетками двух типов – палочками и колбочками, которые называются так из-за своей формы. Колбочки дают нам возможность видеть мир в красках, так как они чувствительны к световым волнам различной длины в видимом спектре. Колбочки бывают трех типов: первые различают волны красно-оранжевого участка спектра, вторые – зеленого, третьи – сине-фиолетовые. Палочки более чувствительны к свету, поэтому вступают «в бой» в сумерках и темноте. Палочки не способны определить цвет предмета, но благодаря им мы не спотыкаемся в темной комнате. Запомнить назначение колбочек и палочек легко с помощью ассоциации: колбочки – как химические емкости, в которых происходят реакции и получаются яркие вещества, а палочки – буквально палки-трости, которые мы использовали бы, окажись мы в полной темноте. 

Взаимное влияние, как холодный и теплый оттенки меняют восприятие цвета

В реальности ситуация несколько сложнее. В колориметрии, где в первую очередь используются точные определения, такие как длина волны и цветовая температура, диаграмма, приведенная выше, немного не вписывается в систему деления цветов на теплые и холодные.

Причин несоответствия всего две:

  • Во-первых, каждый цвет может давать целую линейку оттенков, от теплых и нейтральных до глубоко холодных;
  • Во-вторых, в восприятии человека не существует монохромного цвета, он всегда видит композицию из нескольких цветов и множества оттенков.

Для примера можно проанализировать зеленый цвет, проще всего это сделать с помощью диаграммы, приведенной ниже.

 В центральной части диапазона зеленый остается аб

В центральной части диапазона зеленый остается абсолютно нейтральным, любое, даже самое незначительно смещение к желтому или голубому участку переводит его в категорию теплых или холодных.

При желании, таким же способом можно легко преобразовать любой цвет в более теплый или в более нейтральный. Если попытаться сделать коррекцию не с помощью родственного цветового диапазона, а использовать цвет из более удаленных секторов, то в результате получится очень сложный оттенок нейтрального типа. Такая система давно используется для самого упрощенного корректирования восприятия цвета. Можно использовать табличный вариант или круговой, не важно, принцип коррекции одинаков.

Взаимное влияние приводит к тому, что заведомо холодные цвета под воздействием теплых, присутствующих в композиции, могут смягчаться и становиться менее радикальными.

Например, ниже приведено фото интерьера комнаты в сине–оранжевых цветах.

 Согласно диаграмме, наличие в интерьере оранжевог

Согласно диаграмме, наличие в интерьере оранжевого цвета заставляет синий меняться от нейтрального в сторону более теплого и более светлого оттенка.

 Оранжевый цвет также меняется, но не так, как мож

Оранжевый цвет также меняется, но не так, как можно было бы ожидать в теории. Это единственный цвет, который всегда остается теплым. Причина кроется в том, что ближайшие его соседи, желтый и красный цвета всегда придают базовому колеру только теплые оттенки.

 Поэтому оранжевым цветом можно смягчить большую ч

Поэтому оранжевым цветом можно смягчить большую часть синего декора, не прибегая к стандартному балансированию, когда требуется, чтобы в интерьере было одинаковое количество цветов одной температуры.

Температура ахроматических цветов.

Чистые ахроматические цвета относятся к нейтральным. Однако, в природе трудно найти абсолютно нейтральные серый, белый или черный, в них всегда есть перевес в какую-либо сторону. Так, холодный или теплый белый цвет получается от примеси других тонов. Желто-красные делают его теплым, синие– холодным. То же самое применимо к серому и черному.

Цвет и температура

Таблицы хорошо иллюстрируют условность понятия температуры цвета. Смесь подтонов и особенности восприятия отдельного индивидуума, дают разное визуальное восприятие красок (более холодными/теплыми).

Определить температуру цвета можно разложив его на составляющие. Для изменения температуры – добавить однозначно теплые или холодные полутона.

    

Распознавание оттенков человеческим глазом зависит от длины волны спектра, так:

  • длинные волны усиливают сердцебиение, кровь приливает к конечностям, ощущается тепло — цвет расценивается как теплый;
  • короткая волна заставляет почувствовать расслабление, процессы в организме замедляются, появляется ощущение прохлады — цвет воспринимается холодным.

Относительность в температурном различии оттенков связана с малым опытом наблюдения абсолютно чистых спектральных цветов большинством людей (в природе чистый цвет – редкость).

Цвета-соседи взаимно влияют на температуру. Так, бордовый в тандеме с сепией даст ощущение теплого, с карамельным – холодного цвета. Понимание этого явления нужно применять в интерьерных решениях, это позволит вносить гармонию в любые пространства.

Цветовой круг

Цветовой круг – это способ представить весь видимый спектр света в условной форме круга. Секторы круга представляют цвета, размещенные в том порядке, который условно передает расположение их волн в спектре видимого света. Для связывания круга в его палитру добавлен пурпурный цвет (маджента), который соединяет крайние спектральные цвета (красный и синий) и получается из их условного смешения. 

Холодные и теплые оттенки цветов.

С определением температуры оттенка чаще всего возникают сложности. Такие понятия как холодный красный или теплый красный прочно вошли в обиход, однако не все понимают под ними одно и то же. Во-первых, относительную температуру оттенка часто путают с температурой цвета. Во-вторых, субъективность: нет точного определения, где начинается и заканчивается красный. Между тем, умение определять холодные и теплые тона  важно при работе с внешностью человека, например определении цветотипов и подборе индивидуальных цветовых палитр.  Это умение можно развить с помощью опыта и понимания несложного принципа.

Любой цвет, кроме оранжевого, может иметь теплые, нейтральные и холодные оттенки. Как определить температуру оттенка с помощью цветового круга?

Берем любой цвет и определяем его границы. Затем находим примерный центр. Оттенки цвета, лежащие со стороны оранжевого, будут теплыми. Со стороны синего – холодные. Промежуточные цвета без примесей теплого или холодного называют локальными или нейтральными.

Возьмем для начала зеленый. Он образован теплым желтым и холодным синим цветами. Холодный или теплый зеленый оттенок получается из-за перевеса синего или желтого. Двигаясь вверх к желтому цвету, мы получим теплые оттенки, вниз к синему – холодные.

Тот же принцип действует при определении других цв

Тот же принцип действует при определении других цветов, например, желтого. Приближаясь к оранжевому, цвет теплеет. Спускаясь вниз, желтый приобретает зеленоватый, лимонный, холодный оттенок. Нейтральный желтый не имеет явного зеленоватого или оранжевого отлива.

Оранжевый цвет выделяется особо.  Это самый теплый

Оранжевый цвет выделяется особо.  Это самый теплый и единственный цвет, который не имеет холодных оттенков. Кроме того, он распространяет теплоту на окружение. Ближайшие цвета: желто-оранжевые и оранжево-красные тоже являются исключительно теплыми.

Красный. Здесь действует тот же принцип: верхние о

Красный. Здесь действует тот же принцип: верхние оттенки, подсвеченные желтым, теплые, нижние со стороны пурпурного – холодные.

Пурпурный цвет сам по себе нейтральный, как и зеле

Пурпурный цвет сам по себе нейтральный, как и зеленый, он образован смесью холодного и теплого цветов. Большая доля красного делает его теплым, синего — холодным. С точки зрения использования в теплых или холодных гаммах это довольно сложный цвет. Отличия теплого пурпурного от холодного красного или холодного пурпурного от фиолетового трудно уловимы. Сложно выделить и локальный пурпурный цвет.

Те же самые трудности с определением границ относя

Те же самые трудности с определением границ относятся к фиолетовому. При добавлении красного цвета он теплеет, синего – холоднеет.

Cложность определения температуры оттенка в том, ч

Cложность определения температуры оттенка в том, что нет точных и общепринятых разграничений,  где кончается теплый оттенок одного цвета и начинается холодный оттенок другого. Нет четких границ и у локальных оттенков. Обычно, когда мы имеем дело с основными цветами: красным, синим, желтым и зеленым это деление понятно интуитивно, разграничить другие цвета помогает опыт.

Синий цвет самый холодный из всей палитры, это антипод оранжевого. Но если оранжевый делает соседние цвета исключительно теплыми и не имеет холодных оттенков, то синий аналогичными свойствами не обладает. Условно можно выделить теплый синий цвет. Некоторые считают, что синий по определению не может быть теплым, однако теплая гамма цветов может содержать и синий, если верно подобрать его оттенок. Его холодные, они же локальные оттенки располагаются посередине, а теплые по краям: с одной стороны синий подсвечен желтым, с другой красным. Эти оттенки будут теплее относительно холодного синего.

Отдельно выделяются сине-зеленые цвета. Здесь тепл

Отдельно выделяются сине-зеленые цвета. Здесь теплота-холодность условна и зависит от того, выделять их в отдельную группу со своим локальным цветом или рассматривать в составе зеленых и синих оттенков.

Если считать локальным цветом бирюзовый, то распол

Если считать локальным цветом бирюзовый, то расположенные со стороны зеленого тона будут теплыми, со стороны синего – холодными.

Если считать локальным цветом голубой, те же самые

Если считать локальным цветом голубой, те же самые тона будут теплые. Тут в определении цвета задействованы светлота и насыщенность.

Итак, мы подошли к влиянию на температуру цвета св

Итак, мы подошли к влиянию на температуру цвета светлоты и насыщенности. До этого момента мы рассматривали свойства теплоты-холодности на чистых цветах и один параметр – тон. Но этого мало, так как чаще всего приходится иметь дело со сложными цветами, в которых есть примесь ахроматических, то есть учитывать все три параметра. Светлота меняется с добавлением белого и черного цвета, насыщенность – с добавлением серого.

Таблица теплых цветов

В интерьер теплые цвета привносят домашний уют, тепло, создают приподнятое настроение. Теплые оттенки добавят света и тепла в комнаты с северной или восточной ориентацией, «согреют» помещение.

Цвета и оттенкиПреобладающие полутона
Оранжевые (тыквенный, мандариновый, огненно-оранжевый, медный) – всегда теплыйЖелтый, красный
Красные (алый, гранатовый, морковный, марсала, бордовый)Красный
Желтые (золотистый, ярко-желтый, медовый)Желтый
Зеленые (оливковый, желто-зеленый, травяной, ярко-зеленый)Желтый
Фиолетовые (лиловый, баклажанный)Красный
Коричневые (охра, шоколадный, кофейный, ванильный, карамельный)Красный, желтый
Серые (кварцевый, защитный)Теплый коричневый, зеленый
Голубые (небесный)Теплый зеленый
Синие (темно-лазурный, сапфировый)Теплый фиолетовый

Как холодные цвета и тёплые цвета могут исправить недостатки интерьеров

Не всегда мы можем самостоятельно запроектировать и построить свой дом. Большинство людей живут в типовых квартирах и вынуждены принимать своё пространство со всеми его недостатками. Некоторые особенности планировки и освещённости можно исправить при помощи тёплых и холодных оттенков цветов. Для этого дизайнеры рекомендуют следующее:

  • холодная палитра визуально расширяет пространство. Помещение будет казаться выше, если для потолочной поверхности выбрать холодный оттенок на несколько тонов светлее стен;
  • в маленьких комнатах для стен следует выбирать холодные цвета;
  • ещё один приём работает отлично в небольших пространствах – стена напротив окна может быть тёмной. Она визуально будут притягивать свет и раздвигать границы комнаты;
  • для расширения узкого пространства стены, по её длинной стороне, нужно использовать тёплые цвета. Допускаются даже яркие и тёмные оттенки, а боковые – в холодной светлой гамме;
  • для южных комнат выбирают холодные тона. Они создают эффект прохлады. И наоборот, тёплые цвета придают уют и согреют помещения с окнами, выходящими на север.